2
Содержание
Стр.
Введение........................................................3
Глава 1. Методологические и теоретические аспекты исследования
выбора профессии в современных условиях....................16
§1. Взаимосвязь выбора профессии и профессионального
самоопределения............................................16
§2. Структура и сущность процесса выбора профессии.........41
Глава 2. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях
реформирования российского общества........................65
§ 1. Особенности выбора профессии в современных условиях:
социологический аспект.....................................65
§2. Влияние профессиональных представлений молодежи на
процесс выбора профессии...................................91
§3.Совершенствование процесса выбора профессии молодежью.............................................115
Заключение......................................................143
Список литературы................................................148
Приложение......................................................158
Введение
Актуальность темы исследования Процесс реформирования российского общества, вызвал к жизни многие явления социальной жизни, которые оказывают противоречивое влияние на поведение личности, возможности сё самореализации. Как показывает опыт стран с развитыми демократическими и социальными институтами ключевым условием становления личности в обществе является свобода выбора форм, методов и путей её самореализации. Степень демократизации общества напрямую зависит от возможностей самореализации личности, разнообразием форм и путей развития интересов и способностей человека. Переход российской экономики на рыночные методы хозяйствования предоставляет большие потенциальные возможности человеку в профессиональной деятельности для раскрытия и реализации многих своих личностных качеств и способностей. С другой стороны такие факторы как безработица, платное образование, сокращение производства и т.д., оказывают отрицательное воздействие на возможности выбора свободного пути реализации личности и более того, содействуют возникновению условий, не позволяющих свободно выбирать профессию.
Самореализация личности происходит в различных сферах сс жизнедеятельности под воздействием целого комплекса различного рода факторов. В этих условиях фактор выбора профессии приобретает особое значение как определяющий интересы, жизненные ориентации и образ жизни человека. В процессе активной трудовой деятельности происходит профессиональная самореализация, где фактор профессии играет основополагающую роль, причем не только в реализации имеющихся возможностей, но и в становлении личности, повышения ее творческого потенциала.
15
декабря 1997 года под эгидой префектуры Южного административного округа г. Москвы "Царицыно";
- на семинаре-дискуссии в колледже современного управления и менеджмента (апрель 1998 года) Южного административного округа г. Москвы;
- в создании и организации деятельности службы по консультации молодежи по проблемам выбора профессии при колледже современною управления и Российской Академии предпринимательства;
- в проекте Концепции создания Муниципального центра образования на базе колледжа современного управления и менеджмента, представленного в префектуру Южного административного округа и Комитет народного образования г. Москвы (декабрь 1999 года).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры общей и отраслевой социологии Российской государственной Академии труда и занятости Министерства труда и социального развития РФ.
Основные положения и выводы исследования отражены в публикациях автора.
Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, приложения и списка основной используемой литературы.
16
Глава 1. Методологические и теоретические аспекты исследования выбора профессии в современных условиях.
§1. Взаимосвязь выбора профессии и профессионального самоопределения
Социально-экономические проблемы, стоящие перед Россией, в том числе, и угроза массовой безработицы для населения свидетельствует о достаточно сложном и противоречивом состоянии процесса выбора профессии. Высокая степень интеграции профессионального самоопределения в социальный спектр отношений придает данному процессу (профессиональному самоопределению-Н.Л.) особую значимость в контексте современных преобразований.
Рынок труда молодежи, а значит и процесс выбора профессии, можно рассматривать как самостоятельный, целостный сегмент общего рынка труда, выделяемого на основе функционирования в обществе молодежи как особой социально-демографической группы, обладающей собственными потребностями и интересами и занимающей специфическое место в системе воспроизводства и развития трудовых отношений.
По своей экономической сущности рынок труда и процесс выбора профессии представляют собой совокупность отношений по согласованию интересов работодателей и наемных работников нового поколения в связи с потребностью соединения способностей к труду юношей и девушек со средствами производства, находящихся в собственности у работодателей, достижения высокой интенсивности потребления рабочей силы молодежи в процессе производства.
Благодаря своему особому социальному статусу молодежь перерабатывает и усваивает разнообразный совокупный общественный опыт, который переходит от одного поколения к другому. При этом надо учитывать сегодня неоднозначность этого опыта. Процесс обновления и
- Київ+380960830922