Ви є тут

Особенности социальных контактов участников купли-продажи в условиях становления рыночных отношений

Автор: 
Ермолаев Андрей Юрьевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192529
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
2
Стр.
Введение__________________________________________________________3 - 10
Глава 1. Теоретические основы исследования социальных контактов как первичных социальных связей____________________________________________11 - 68
1.1 Социологические концепции социальных
связей_________________________________________________________________11-36
1.2 Социальные контакты как реализация социально-ролевых
ожиданий______________________________________________________________36 - 65
Заключение к главе I. 65 - 68
Глава 2. Социальные контакты участников купли-продажи в современном российском обществе (на примере реализации справочно-правовой системы Гарант-Столица)_____________________________________________________________________________________________________________________69- 125
2.1 Социально-ролевые особенности участников купли-продажи программных продуктов 69 - 92
2.2 Стимулирование участников купли-продажи программных продуктов 92 - 122
Заключение к главе 2__________________________________________122 - 125
Заключение ___________________________________________________________________________________________________________________126-131
Список использованных источников и литературы
132-143
Введение
Актуальность темы исследования. Социальные изменения, происходящие в России на протяжении двух десятилетий, затронули все стороны жизни людей, все уровни социальности. На макросоциальном уровне преобразованию подвергся социальный строй, основные экономические и политические институты, произошли существенные сдвиги в социальной структуре. На микросоциальном уровне проявились новые черты в социальных установках россиян, их взаимодействии с непосредственным окружением, моделях поведения в тех или иных ситуациях и т. д.
Процессы, происходящие на макро- и микросоциальном уровнях, взаимосвязаны, вытекают один из другого, воздействуют один на другой. В этом отношении возникает смена социального строя, которая не может происходить лишь как осуществление определенной серии социальных реформ, ставших продуктом социального конструирования тех или иных политических сил, их лидеров и идеологов. Каждое из крупных социальных нововведений порождает множество последствий на уровне обыденности, повседневных связей людей, вовлекая их в производство и воспроизводство ранее не имевших место или существовавших на периферии социальных практик.
Подобного рода феномены наблюдаются в отношении различных социальных связей людей, сформировавшихся за годы социальных трансформаций в сфере купли-продажи. Эта сфера оказалась существенно затронутой социальными переменами. Переход от модели социалистических товарно-денежных отношений к капиталистическим означает, среди прочего, и установление социальных практик купли-продажи, характерных для капиталистического социального строя. В самом общем виде этот постулат фиксируется в программных документах, связанных с масштабными социальными реформами. В форме правовых норм 011 представлен в российском законодательстве, которое с начала 1990-х годов подверглось коренному изменению, включая и принятие новой Конституции Российской Федерации в
13
называемая «формальная рациональность», которая характеризуется вниманием к действующему лицу, самостоятельно выбирающему способы достижения цели и результатов, но выбор, в этом случае, делается в соответствии с привычными правилами, инструкциями и законами.
Одним из важных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - «социального действия», которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению, Вебера, представляет совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Однако, несмотря на свои эгоистические стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны, и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных усилий (139,с.14).
Теория социального действия - это центральное звено понимающей социологии М. Вебера. В отличие от Э. Дюркгейма, он предполагает исходить из понимания самого индивида и причин его поведения. Итак, социальное действие -это человеческое поведение, зависящее от субъективного смысла действующих индивидов. Для социологии фактически значимым является тот смысл поведения индивидов, который опрсделяег фактическое поведение, согласно исследуемому моменту (18,с.109).
С этой точки зрения, исследование взаимодействий между людьми в период обмена (купля - продажа) определяется различными отношениями к порядку обмена со стороны продавца и покупателя, где границы осмысленного действия, не связанны жесткими границами «правильного», «значимого» смысла с субъективно предполагаемым смыслом.
Как уже отмечалось, М. Вебер называл «социальным» действием такое, которое по своему смыслу, предполагаемому действующим или действующими, соотнесено с поведением других и ориентировано на него в своем протекании (18,с.72). Таким образом, социальное действие определяется двумя направлениями: а) субъективной мотивацией действия, и б) ориентацией на кого-либо «другого».
14
В исследовании рассматриваются, выделенные М. Вебером, четыре содержательные характеристики, раскрывающие понятие социального действия:
1.Социальное действие (включая воздержание или терпение) может ориентироваться на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других (18,с.96).
Так, например, продавец, участвуя в обмене, предполагает, что товар может быть реализован покупателем, независимо от его желания и принесет пользу и покупателю и продавцу.
2.Не всякого рода действие - даже внешнее - есть «социальное» действие в указанном смысле. Внешнее действие не социально тогда, когда ориентируется лишь на ожидаемое поведение вещных объектов. Внутреннее поведение есть социальное действие лишь тогда, когда оно ориентируется на поведение других. Например, религиозное поведение не социально, если оно остается созерцанием, одинокой молитвой и т.д. Хозяйствование (отдельного индивида социально лишь тогда и постольку, когда и поскольку) в нем также учитывается поведение других (18,с.96).
3. Не всякого рода соприкосновение людей носит социальный характер, но только поведение, по смыслу ориентированное на поведение других (18,с.96).
Именно это утверждение М. Вебера характеризует ситуацию социального действия в процессе купли-продажи, где поведение покупателя (клиента) играет большую роль. Процесс купли-продажи, например, является просто процессом обмена, но если при этом учитываются интересы покупателя, и продавец обеспечивает дальнейшее обслуживание сделки, учитывая эти интересы, то это, будет социальное действие.
4.Социальное действие не тождественно ни а) единообразному процессу действия многих, ни б) любому процессу действия, которое совершается под влиянием поведения других.
Отмеченные выше содержательные характеристики понятия «социальное действие» и принцип рациональности использовались М. Вебером при классификации социального действия. Проанализировав теоретические и эмпирические источники, он сделал вывод, что социальное действие, как и всякое