Ви є тут

Профессионально-трудовая адаптация работающих студентов вузов в современных рыночных условиях

Автор: 
Томаров Алексей Владимирович
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192410
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ..................,....17
1.1. Студенчество как социальная общность..................17
1.2. Подходы социологического изучения профессионально-трудовой адаптации студенческой молодежи в условиях рыночных отношений 40
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ.............................................59
2.1. Современный студенческий рынок труда: специфика, проблемы и перспективы развития.....................................59
2.2. Особенности профессионально-трудового самоопределения современных студентов................................ 89
Заключение..................................................128
Библиографический список использованной литературы..........134
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертации вытекает из тех существенных изменений, которые произошли в состоянии современного молодежного рынка труда и специфике профессионально-трудовой адаптации российской молодежи в современных рыночных условиях.
Ситуация, складывающаяся на российском рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем, возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
На протяжении семидесяти с лишним лет государство являлось единственным монопольным работодателем. До начала 1991 г. действовал законодательно закрепленный принцип всеобщей занятости. Для каждого предприятия регламентировался численный и профессиональноквалификационный состав работников (в том числе и по возрастному признаку), уровень оплаты труда, их руководители обладали чрезвычайно узкими полномочиями по найму и увольнению кадрового состава, сфера занятости была лишена гибкости. На большинстве предприятий имелись излишки рабочей силы, которые, по различным оценкам, к началу 90-х годов составляли от 10 млн. до 20 млн. человек, и, несмотря на это, администрации все равно предписывалось нанимать рабочую силу.
Лишь в 1991 г. законом о занятости населения было определено право собственности граждан России на свою рабочую силу в полном объеме. Формирование комплекса рыночных отношений в сфере занятости началось с изменения приоритетов государственной политики: отказа от конституционных гарантий права на труд и требования обязательности труда, сохране-
3
самовыражении личности в окружающем мире, также работы М. Вебера, Г. Спенсера, У. Томаса, Г. Тарда, Р. Мертона, Ф. Знанецкого посвященные проблемам социализации.
В изучении механизмов воздействия институтов профессии и образования на процесс профессионального самоопределения студентов, диссертант опирался на концепции и теории профессиональной стратификации М. Вебера и П. Сорокина, в которых особое внимание уделялось стратификационной функции профессии и образования. При анализе состояния социальнопрофессиональной структуры современного российского общества и иерархии престижа профессий использованы положения стратификационной теории С. Липсета.
При анализе трудовой мотивации и ее структурных компонентов использовались некоторые положения теории мотивации личности А. Маслоу, концепции социального действия Т. Парсонса, теория каузальной атрибуции Т. Шибутани.
В исследовании использовались диагностические методы - интервью, экспертного опроса, анкетирования и др.
Основными принципами изучения поставленной проблемы являются объективность, системность, факторный анализ, эффективность.
Эмпирическая основа диссертационного исследования складывалась в период с 2003 по 2006 год. Были привлечены данные статистики, периодических изданий, ресурсы Интернета. Проведены исследования в трех высших учебных заведениях (Магнитогорский Государственный технический университет им. Г.И Носова, Магнитогорский Государственный университет, Челябинский Государственный университет), на промышленных предприятиях (среди молодых сотрудников со стажем до 3 лет). Выборочная совокупность составила 550 человек. Выборка осуществлялась по следующим основным признакам: возраст, пол, курс, семейное положение, специальность, по которой обучается в ВУЗе. Проведен экспертный опрос среди сотрудни-
13
ков служб занятости, методистов отвечающих за прохождение студенческой практики в ВУЗе и руководителей кадровых служб предприятий и организаций. Выборочная совокупность составила 100 человек. В диссертации использованы материалы социологических исследований, проведенных в Республике Башкортостан Отделом социологии ИСЭИ У1ИД РАН - «Социально-экономическое положение молодежи в Республике Башкортостан» (рук. проф. Дж. М. Гилязитдинов), «Молодежь Республики Башкортостан в сфере материального производства».
На основе проведенных исследований, в диссертации сформулированы теоретические положения, определившие ее новизну, суть которой заключается в следующем:
- обоснованы основные факторы, воздействующие на изменение трудовых ориентаций студенческой молодежи в условиях трансформации общества: социально-экономический, политический, информационно-
коммуникационный, система образования, семья;
выявлены сложившиеся особенности системы взаимоотношений между работающим студентом и работодателем на рынке труда: выделять несколько подходов в отношении к студентам при найме и его работе в фирмах и на предприятиях: индифферентный, умеренно-обучающий и активнопоисковый. В приеме студентов на работу чаше всего используются следующие процедуры: пробное задание, рекомендации, резюме, отзыв преподавателей. Часть организаций предпочитают брать студента без опыта, объясняя это особенностью организационной культуры предприятия, способностью подготовить работника для себя.
- выявлены основные тенденции изменения трудовых ценностей студенческой молодежи: девальвация общественной значимости труда в сознании студенчества; перераспределение молодежи из сферы материального производства в сферу обслуживания; ориентация на материальное благополучие;
14