Ви є тут

Социальная безопасность личности в трансформируемой России: социологический анализ

Автор: 
Кораблин Юрий Алексеевич
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2004
Артикул:
192827
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
с
Введен не 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического ана- 13 лиза социальной безопасности личности
§1.1 Социально-философские и исторические основания постановки 13 проблемы социальной безопасности личности
§1.2 Личность как субъект и объект социальной безопасности общест- 31 ва: теоретико-методологический анализ
§1.3 Социальная безопасность личности в предметном поле социоло- 53 гического исследования
Глава 2. Социологический анализ социальной безопасности личности в 84 современном российском обществе
§2.1 Личностный потенциал как основание социальной безопасности 85 личности и общества
§2.2 Оценка социальной безопасности личности в современных уело- 108 виях
Заключение 122
Литература
Приложения
126
141
3
ВВЕДЕНИ Е
Актуальность темы диссертационного исследования.
Нестабильность хозяйственных институтов, финансовая напряжённость и сложность перехода России к рыночным отношениям, неблагоприятная демографическая ситуация, снижение уровня жизни населения, ухудшение психологических и нравственных характеристик населения ставят в ряд важнейших национальных задач обеспечение социальной безопасности личности как необходимого условия прогрессивного развития современного общества, фактора достижения и сохранения сотрудничества и солидарности.
Важнейшим направлением в достижении социальной безопасности личности является формирование личностного потенциала и создание условий для его раскрытия.
Подобная постановка проблемы достаточно созвучна с идеями нашего современника, выдающегося мыслителя конца прошлого столетия академика Никиты Николаевича Моисеева, называвшего человеческую личность важнейшим фактором развития не только общества и государства, но и цивилизации в целом: «Сегодня степень раскрепощённости личности, реализуемые таланты людей в первую очередь определяют успех и положение страны ... в мировом сообществе. ... Расширение возможностей для проявления личностного начала, тапанта личности - залог развития общества, государства. Это - уже аксиома или становится таковой на современном этапе истории»1. Удивительным образом эти мысли пересекаются с идеями выдающегося русского социолога П.А. Сорокина высказанными ещё в начале XX века: «Устройство любого общества, совершенство его социальной жизни, духовное и материальное процветание, и, наконец, его исторические судьбы зависят прежде всего от природы, свойств и поведения членов этого общества. Из дурного материала хорошего здания не построишь» .
1 Моисеев Н.Н. Быть или не быть... человечеству? - М., 1999. - С. 207-208.
2 Сорокин П. Возрождение России // Российский военный сборник. Вып. VI. - М.: ГА ВС, 1994- С. 82.
15
угроз индивидуального насилия. В этой связи философы вплоть до XVIII не проводили различия между понятиями «безопасность» и «выживаемость».
В трудах мыслителей эпохи просвещения речь шла о степени обеспечения свободы личности. Основным средством обеспечения свободы личности в государстве служила концепция неотъемлемых прав человека, в частности, обеспечения права граждан на сопротивление незаконной реализации государственной власти.
На современном этапе содержание безопасности расширилось вследствие того, что человечество осознало необходимость обеспечения коллективной безопасности в планетарном масштабе. Это стало реальным лишь в результате появления новых угроз, в первую очередь, экономического, социального и экологического характера, нейтрализация которых не посредством существующих национальных и региональных систем безопасности.
Впервые в истории была провозглашена модель национальной безопасности, в концептуальную и доктринальную основу которой было заложено понятие «национальный интерес». Многочисленные примеры свидетельствуют: при отсутствии развитой демократии и правового государства всегда появляется соблазн для режима власти, властных структур решить противоречие объективного и субъективного в национальном интересе в свою пользу. Но ведь объективно «Революция совершается не на баррикадах - она происходит в умах и душах людей». Именно так считал английский историк и философ XIX века Т. Карлейль. И, действительно, зачастую бывало так, что именно «благими намерениями правительства мостилась для нации «дорога в ад». Такое особенно наглядно происходит в США. Изначально с 40-х годов американская стратегия безопасности ориентировалась на обеспечение жизненных национальных интересов. Однако сфера безопасности трактовалась при Трумэне до восточных границ Греции и Турции, при Кеннеди - до Юго-Восточной Азии, при Картере включила нефте про изводящие страны Персидского залива, в настоящее время распространяется на всю Восточную Европу и часть бывших республик СССР. Зависимость периметра безопасности от
16
господствующих идеологий, связанных с личностями тех или иных политиков, президентов, во многом определила начало и ход «холодной войны» в прошлом, разрушает режим доверия между народами в настоящем.
Проблема человека как личности в различные исторические эпохи раскрывается и трактуется неодинаково. В одни периоды истории более зримо раскрывалась объективная материальная сторона личности (ее телесность, результаты её социальной деятельности и т.д.), в другие - ее субъективная сторона (внутренний мир, самосознание, самочувствие и т.д.). Когда же наиболее актуальными становятся проблемы равновесия, гармонии материальных и идеальных проявлений личности, она осмысливается как их нерасторжимое специфическое тождество.
Так, в античной философии в целом доминирует представление о социальной роли человека в составе общественного целого (общины, полиса, государства). В то же время уже Сократ, Платон, Аристотель1 обращаются к познанию глубин человеческой субъективности. Особо глубоким интересом к внутреннему миру личности отличаются стоицизм, прежде всего, римский и неоплатонизм.
Средневековая философия дала новый импульс к исследованию духовного мира человека. В христианстве личность понимается как особая сущность, синоним нематериальной души. В философии Августина Аврелия, Фомы Аквинского2 и др. разрабатываются такие атрибуты личности, как свобода, воля, разум.
Мыслители эпохи Возрождения (Фацио, Лоренцио Балла, Пико делла Мирандола и др.) выдвигают идеал целостной всесторонне развитой личности, творческой деятельности человека.
В философии Нового времени, начиная с Рене Декарта3, утверждается дуалистическое понимание личности, и на передний план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе, понятие лично-
1 Хрестоматия по философии // Под ред. В.Н. Гасилина. - Саратов: СВШ МВД РФ, 1996. - с. 12-21.
2 Хрестоматия по философии // Под ред. В.Н. Гасилина. - Саратов: СВШ МВД РФ, 1996. - с. 45-57.
3 Декарт Р. Разыскание истины / Пер. с англ. - СПб.: Азбука, 2000. - 288 с.