Ви є тут

Социологические аспекты функционирования системы территориального обязательного медицинского страхования

Автор: 
Гареева Ирина Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272096
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................3
Глава 1. Обязательное медицинское страхование и его место в социальной структуре..............................................................13
1.1. Формирование обязательного медицинского страхования как объективная потребность общества...................................13
1.2. Нормативно - правовое обеспечение обязательного медицинского страхования........................................................44
Глава 2. Функционирование обязательного медицинского страхования как социального института общества.........................................69
2.1. Сущность и функции института обязательного медицинского страхования........................................................69
2.2. Организационная структура и формы медицинского страхования 83
Глава 3. Направления совершенствования территориального обязательного медицинского страхования как социального института общества...........110
3.1. Изменение отношения населения и медицинских работников к деятельности института обязательного медицинского с трахования 110
3.2. Создание условий для оптимального функционирования института обязательного медицинского страхования............................125
Заключение............................................................136
Библиография..........................................................143
Приложения............................................................162
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальное!ь темы исследования. Реализация социально значимой идеи внедрения в Российской Федерации обязательного медицинского страхования, как одного из видов социального страхования, с самого начала проходила в условиях изменяющейся окружающей реальности, причем изменяющейся по пути все большего разбалансирования между экономической и социальной системами общества. При этом в процессе проведения экономических реформ существенно снизился уровень социальной защищенности населения и значительно возрос риск утраты материальной обеспеченности граждан нашей страны, в том числе и при получении медицинских услуг.
Переход к рыночной экономике существенно изменил социально-экономическую среду, вновь актуальным стало понятие социального риска -риска материальной необеспеспеченности индивида из-за потери возможности участвовать в экономическом процессе.
В связи с этим переходный период к рыночной экономике становится актуальной задача поиска компенсаторного механизма, который бы снизил негативные последствия ситуаций, связанных с возникновением этих рисков.
Таким социально-экономическим механизмом в этих условиях является социальное страхование, в частности обязательное медицинское страхование.
Для развития социального страхования, как одной из систем связи между экономической и социальной сферами общества, необходимы не только экономические условия (возвращение к рыночной экономике), но и определенные социальные предпосылки, заключающиеся в осознании обществом возникающих перед ним проблем по социальной защите населения, а также в появлении организационного движения как снизу - осознание необходимости создания страховой защиты, так и сверху - принятие законодательных актов, направленных на решение этих проблем.
Социальной направленностью структурных преобразований в российском здравоохранении является введение эффективной системы контроля и
16
проблем, и не свидетельствуют о том, что изменятся социальные отношения и поведение людей.
Начавшиеся десять лет назад процессы обновления общества затронули и здравоохранение. Внедрение рыночных отношений, переход к новым методам управления и хозяйствования предусматривались Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РСФСР», принятым 26 июня 1991 года. Реализация его положений по обязательному медицинскому страхованию началась практически только через два года, когда был создан Федеральный Фонд ОМС, призванный реализовывать государственную политику в области ОМС.
В условиях рыночных отношений особенно остро назрела необходимость радикальных перемен в организации здравоохранения, переход к экономическим методам управления, которые позитивно отзываются на социальном уровне жизни населения страны.
Здравоохранение до периода реформ характеризовалось недостаточным финансированием и ресурсным обеспечением, низкой эффективностью деятельности учреждений здравоохранения, низким качеством медицинской помощи на фоне довольно высокой обеспеченности населения врачебными кадрами и больничными койками. Кроме того, необходимо учитывать сложность и неоднозначность взаимоотношений между отраслью здравоохранения и другими отраслями народного хозяйства, специфические интересы тех, кто занят в такой сложной сфере деятельности, как медицина. Следует учитывать и сложившуюся ситуацию по уровню социальною положения, гак стоит отметить, что коллективы учреждений здравоохранения занимают последнее место среди всех остальных отраслей народного хозяйства1.
В связи с вышесказанным перед здравоохранением встала задача большой сложности и масштаба проведения комплексной реформы, в основе которой лежал переход на медицинское страхование в соответствии с приня-
‘ Деменев В.Л. Актуальные проблемы медико-демографической ситуации на Дальнем Востоке./ Сб. Перспективы развития российских регионов: Дальний Восток и Забайкалье до 2010года. -Хабаровск, 2002.-С. 407-409.
17
тым в 1993 году Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Реформа предполагала обеспечение необходимого качества и доступности медицинской помощи, свободы выбора врача и медицинского учреждения для пациента, социально-правовую защищенность пациента и врача, создание такого механизма работы системы здравоохранения, в котором основную роль будут играть экономические методы управления. Реформы в здравоохранении не означают переход от бесплатной медицины к платной. Медицина никогда не была бесплатной, она существовала как бесплатная для конкретного пациента, но за него расплачивался другой субъект, например государство.
Медицинское страхование характеризует такой уровень социальной зрелости общества, когда принцип возмездности заменяется принципом солидарности: здоровый платит за больного, богатый за бедного. Выгодность такого подхода для конкретного человека становится очевидной после осознания им того, что даже богатому человеку не всегда по карману одномоментно оплатить медицинскую помощь1.
В условиях экономического кризиса и социальной напряженности в России введение системы обязательного медицинского страхования должно было обеспечить сохранение права граждан на получение медицинской помощи независимо от состояния здоровья, места жительства и уровня личного дохода; введение принципа социальной справедливости при оплате медицинских услуг; реализации правовой и социальной защищенности граждан со стороны территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций при получении некачественной медицинской помощи; обеспечении возможности разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций между пациентом и медицинским учреждением.
Здравоохранение в целом, и в частности медицинские учреждения и медицинские работники должны были получить: стабильный целевой источник финансирования и гарантированную оплату труда, так как финансо-
Малеина М И. Человек к медицина в современном праве,- М., 1995,-С. 34.