Ви є тут

Социально-политическая коммуникация: структура, проблемы, акторы

Автор: 
Миронов Денис Владимирович
Тип роботи: 
структура, проблемы, акторы
Рік: 
2003
Артикул:
193066
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СТРУКТУРА, ПРОБЛЕМЫ, АКТОРЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................... 3
ГЛАВА I. ВЛАСТЬ И НАРОД: ПРОБЛЕМА
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ.......................17
§ 1.1. Социально-политическая коммуникация:
системная характеристика..................................17
§ 1.2. Роль элит в социально-политической коммуникации
и институциональные особенности политической системы......30
§ 1.3. Особенности политического сознания российского общества:
стереотипы восприятия и поведения.........................43
ГЛАВА II. НАСЕЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ
КОММУНИКАЦИИ..............................................56
§ 2.1. Структурные характеристики социального самочувствия
и выбор населения.........................................56
§ 2.2. Имидж федеральной власти и региональный выбор..........71
§ 2.3. Упоминаемость политиков в региональной прессе:
реклама и критика.........................................81
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
В ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАМПАНИИ............................90
§ 3.1. Информационное пространство: структура и акторы........91
§ 3.2. Политическое содержание освещения политической борьбы.108
§ 3.3. Использование сюжетов экономического, хозяйственного
и социального содержания в политической борьбе...........120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................136
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................... 141
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................150
3
- ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования
Актуальность темы обусловлена проблемой асимметрии во взаимоотношениях власти и общества современной России, все более отчетливо проявляющей себя тенденции политической пассивности граждан, роста недоверия населения к власти. Опыт формирования демократических отношений в России показал, что в стране еще не сформировались реальные и эффективные механизмы демократического функционирования. Политические элиты освоили принцип временного взаимодействия с обществом, прибегая к нему в период выборов, которые обычно рассматриваются элитами лишь как форм&чьное подтверждение своего политико-административного статуса. Институциональные проблемы в политике и экономике определили содержание процессов изменения массового политического сознания, что нашло свое выражение в специфике политических установок и политического поведения россиян. Массовое политическое сознание в настоящий момент отличает кризис доверия общества к власти, растущая гражданская политическая пассивность, выраженная и нарастающая имущественная детерминация политического поведения людей и тесно связанная с ней поселенческая специфика политических настроений.
Повышенный интерес к анализу различных аспектов диалога власти и населения со стороны отечественного научного сообщества и общественных структур способствовал появлению множества теоретических подходов, претендующих на формулирование данной проблемы, обозначающих основные препятствия и предлагающих пути решения. Но активное теоретическое обсуждение проблем социально-политической коммуникации позволяет констатировать недостаточное использование эмпирической базы в изучении проблемы. Данные социологических исследований обычно используются в рамках изучения частных отраслей: поведения избирателей на выборах, отношения населения к политическим институтам (например, партиям),
14
мобилизации жителей города. Рассмотрение политически важных для городского управления проблем местной власти носит ангажированный характер и подменяет во многом собой беспристрастное определение институциональных проблем власти и поиск конструктивных путей повышения ее эффективности.
5. Специфику коммуникативных процессов между властью и населением образуют ряд специфических черт, а именно: стилистические особенности в рассмотрении социально-важной проблематики — активно используются некорректные формулировки, понятийный аппарат, допускается использование оценок в описании социальных проблем; взаимосвязь и взаимопроникновение сюжетов между собой, насыщение социально-бытовых, хозяйственных вопросов политической составляющей; участие нескольких сюжетных аспектов в формировании тематической линии информационного пространства.
6. Содержательное наполнение образу политика придает сюжетный контекст его присутствия в информационной среде. В период политической кампании актуальная проблематика городской жизни используется кандидатами в качестве инструмента борьбы со своими политическими конкурентами, насыщаясь пристрастными оценками событий и участвующих в них политиков, сужая тем самым рамки возможно конструктивного обсуждения программной базы кандидатов. Во время выборов мэра Нижнего Новгорода наблюдалась очевидная зависимость между ростом упоминасмости политиков и всплеском обсуждения определенных проблем. Причем увеличение упоминаемости политиков зачастую было взаимным и отражало активную полемику между ними. Звучавшая в адрес политика критика не оставалась безответной, к тому же политические конкуренты старались в трудный период активизировать усилия по положительному самопозиционированию.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она дополняет теорию коммуникации социологическим подходом к данному вопросу, заполняя пробел в исследовании проблем информационного обмена между властью и населением. Социологические методики исследования процессов социально-политической коммуникации, созданные и апробированные автором, позволяют осуществлять научный анализ конкретных процессов взаимоотношений власти и общества.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования
Анализ проблем социально-политической коммуникации, осуществленный в рамках диссертационного исследования, может быть использован в учебном процессе для подготовки социологов, политологов, специалистов по связям с общественностью, в частности, при чтении курсов «Методика и техника социологических исследований» (раздел контент-анализ), «Связи с общественностью», «Социальные процессы современной России», «Информационные технологии и социально-политическая коммуникация».
Предложенная методика изучения явления может применяться при изучении других социальных и политических проблем российского общества, а также использоваться в управленческой практике для более глубокого понимания механизмов социальных, политических процессов, явлений и выработки управленческих решений, регулирующих эти процессы.
Апробация работы
Предложенная в работе методология исследования обсуждалась на
семинарах факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. С основными результатами диссертационной работы автор выступил на международной научно-практической конференции «Социология социальных трансформаций» (17-19 октября 2002, Н.Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского). Различные аспекты диссертационного исследования отражены в 6 работах общим объемом 3,5 п.л.