Ви є тут

Гуманитаризация высшего технического образования : Институциональный анализ

Автор: 
Ульченко Наталья Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000310869
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
15
2
3
ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
1.1. Сущность и общие черты гуманизации и гуманитаризации 17 высшей школы
1.2. Роль гуманитаризации в институционализации новых 34
социальных функций и ролей высшего образования
1.3. Изменение приоритетов высшего технического образования и 43 развитие его гуманитарной составляющей
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ 56 ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Характеристика концепций гуманитаризации высшего 56
технического образования
2.2. Влияние гуманитаризации па социальную адаптацию 76
инженерных кадров.
2.3. Личностная проекция гуманитарной культуры в техническом 98 образовании
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 121 ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
117
ПРИЛОЖЕНИЕ
136
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Образование относится к числу тех реальных явлений и процессов общественной жизни, которые привлекают пристальное внимание ученых и практиков.
В настоящее время в центре внимания оказалась проблема формирования образованного, высококвалифицированного специалиста с личностными качествами, заданными реалиями XXI века, что переносит акцент на исследование личностных аспектов образования, выяснение социального самочувствия различных групп в сфере образования, выход на проблематику социализации и профессиональной адаптации.
Известно, что важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества становится человек, способный к поиску новых знаний и принятию нестандартных решений. К концу уходящего тысячелетия мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса.
Особое место в системе высшего образования занимает техническое, обеспечивающее подготовку кадров высшей квалификации для материального производства. В наши дни, когда политическая, экономическая и социальная ситуация в обществе остается весьма сложной и запутанной, положение дел в технических вузах остается крайне напряженным.
Обладая относительной самостоятельностью и определенной стабильностью, высшая техническая школа оказалась в противоречии с потребностями и запросами общества, изменившего ориентиры своего развития.
В современных условиях, как отмечают многие исследователи, особую актуальность приобретает задача социологического осмысления и поиска реальных путей разрешения следующих противоречий:
12
ветствием между ростом числа специалистов и числом реальных рабочих мест.
Существенное влияние на послевузовское трудоустройство оказывает месторасположения вуза (столичный, областной, провинциальный), профиль получаемой специальности (инженерный, экономический, юридический, педагогический).
6. Внутриличностный уровень гуманистических преобразований в высшей технической школе предполагает преодоление ценностных разломов в сознании студенческой молодежи.
Эмпирическими данными подтверждено, что успешность и эффективность профессионального образования в значительной степени предопределяется ценностными ориентирами студентов, их желанием получить образование. Образование занимает 2 позицию в иерархии жизненных ценностей, но при этом усиливается прагматическое отношение к нему.
Научно - практическая значимость исследования.
Результаты диссертационного исследования позволяют расширить и углубить представление о сущности, специфических чертах процесса гуманитаризации, идентифицировать его участников, установить его ассоциативный характер. В теоретическом отношении диссертационное исследование обосновывает новый концептуальный вариант гуманитаризации технического образования, базирующийся на интеграции естественнонаучного, гуманитарного и инженерного знании, на принципах преемственности и непрерывности, стимулирует поиск новых подходов к дальнейшему рассмотрению многогранной проблемы гуманизации в социальной философии, педагогике л психологии.
Представленные в работе выводы мо1уг послужить основанием для выработки рекомендаций по управлению процессами гуманизации и гуманитаризации как в рамках образовательных учреждений, так и в органах
13
управления образованием на разных уровнях.
Отдельные положения исследования включены в обоснование целесообразности проведения эксперимента Минобразования России по совершенствованию преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в Южно - Российском государственном техническом университете (НПИ) и практическую реализацию этого документа.
Основные результаты диссертационной работы опубликованы в 5 научных работах общим объемом 2,48 пл..
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на Всероссийской научно - методической конференции «Фундаментализация высшего технического образования» (г.Новочеркасск, май - июнь 2000г.); научно - методическом семинаре вузов Северного - Кавказа (г.Новочеркасск, октябрь 1999г.).
Работа выполнена в рамках госбюджетной научно - исследовательской работы кафедры социологии и психологии «Социальные смыслы высшего технического образования XXI века», содержит идеи, разработанные учеными университета в рамках НИР «Персонализация подготовки и расширения сферы мобильности специалистов в условиях гуманизации университетского технического образования», включенной в программу Минобразования России «Наукоемкие технологии образования» (1998г.).
Диссертация прошла апробацию на теоретических семинарах аспирантов кафедры политологии и социологии института переподготовки и повышения квалификации при Ростовском государственном университете, на межвузовских семинарах преподавателей, посвященных развертыванию эксперимента по совершенствованию преподавания гуманитарных и социально - экономических дисциплин.
Структура диссертации определяется поставленной целью и задачами исследования, а также логикой развертывания реальных процессов гумани-