Ви є тут

Учащаяся молодежь: процесс подготовки к семейно-брачным отношениям : на материалах Республики Бурятия

Автор: 
Отбоева Сэсэгма Доржиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
300632
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ............................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНО-БРАЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ............................15
1.1. Определение основных понятий, характеризующих процесс подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям, их логический анализ................................................15
1.2. Факторы, влияющие на подготовку молодежи к семейнобрачным отношениям, и роль семьи как важнейшего социального института.............................................30
1.3. Методика изучения состояния подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям....................................57
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНО-БРАЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ПУТИ ЕГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.....................................67
2.1. Генезис подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям в обществе............................................67
2.2. Влияние семьи, средств массовой информации и деятельности общеобразовательных учреждений на формирование семейно-брачных отношений.............................................85
2.3. Результаты анализа проблем молодых семей как основа для разработки программ и рекомендаций но развитию процесса подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям................114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................141
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................156
Введение
Актуальность исследования
В настоящее время в брачно-семейных отношениях произошли серьезные изменения, связанные с переходом от традиционной модели семьи к современной: упрощается структура семьи, изменяется система власти и подчинения, снижается значимость традиционных функций семьи - рождения и воспитания детей.
Характерная черта изменения института семьи - высокий уровень разводов. Согласно статистическим материалам в России на каждые три вновь заключенных брака в год совершается два развода1. В Республике Бурятия в настоящее время каждый второй брак заканчивается разводом., Помимо того, что увеличивается количество разводов, изменяется и отношение к нему — в общественном сознании он становится привычным явлением. Нередко молодые супруги считают развод вполне приемлемым выходом из конфликтной ситуации, не прилапнот особых усилий для поддержания брака, думают о разводе, прежде чем попытаются изменить свое поведение и привычки ради сохранения семьи. Так, до 70 % всех разводов происходит в течение первых пяти лет совместной жизни2.
Устойчивость брачных уз во многом предопределяется степенью подготовленности к семейной жизни. С образованием семьи меняется весь уклад жизни человека, супруги приобретают новый социальный статус, появляются новые заботы, ответственность за благополучие других. Если это так, то, очевидно, к новому состоянию необходимо человека готовить — экономически, нравственно, психологически. Как отмечает В.А. Сысенко, с ранних лет молодежь учат различным сторонам жизни и меньше всего - семейной3.
1 Итоговая информация о положении молодой семьи (по итогам проведенного мониторинга) [Элек-
тронный ресурс]. - Режим доступа: http://molodoy.udm.ru/interes/.
3 Молодая семья: настоящее и будущее России: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Улан-Удэ, 13 июня 2007 г.) /под общ. ред. C.B. Мантурова. - Улан-Удэ: НоваПринт, 2007. - С. 8.
3 Сысенко В.Л. Психологические факторы укрепления межличностных отношений молодых супругов // Молодая семья. - М., 1977. — С. 68.
3
социологической, психологической и педагогической литературы.
Несмотря на широкую распространенность понятия «готовность» в социологических исследованиях, педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование готовности личности к определенному роду деятельности или состоянию в настоящее время затруднено тем, что нет общепризнанной точки зрения по вопросу, что такое «готовность» и какие, собственно характеристики свидетельствуют о ее сформированности у личности. Нет соответствующего толкования этого понятия в «Социологическом словаре», «Социологической энциклопедии», «Педагогическом словаре», «Педа-готической энциклопедии», словаре «Семейное воспитание» .
«Толковый словарь русского языка» определяет понятие «готовность» как «выражение согласия, склонность, расположенность что-то сделать, совершить какое-то действие»23.
«Российская социологическая энциклопедия» под редакцией Г.В. Осипова содержит следующее определение понятия готовности: «Подготовленность к браку определяется: нравственно-психологической готовностью к совместной жизни, сексуальной воспитанностью, социальной самостоятельностью, наличием правовых знаний, готовность к воспитанию детей, экономической и хозяйственной подготовкой24.
Таким образом, готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность.
Исходным моментом готовности человека к браку и семейной жизни, как подчеркивает С.В. Ковалев, является деятельное понимание им общест-
22 Зрнтнева Е И Подготовка молодежи к браку и семейной жизни теория и практика. - Ставрополь : СКИПКРО, 2005.-С. 180.
23 Толковый словарь русского языка В 4 т - Т 2. - М. : Рус. язык, 1986 - С.36
24 Российская социологическая энциклопедия / под общ ред Г. В Осипова - М НОРМА-ИНФРА,
1999.-С 386.
16
венной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбеж-ных в семейной жизни забот и ограничение личной свободы .
По мнению психологов, готовность личности к браку предполагает сформированность у человека определенных личностных характеристик. 'Гак, исследователи отмечают, что для успешных семейно-брачных отношений у человека должно быть наличие следующих личностных качеств:
- формирование определенного нравственного комплекса - готовности личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям;
- подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;
- способность к самоотверженности по отношению к партнеру (включая способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека);
- наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека - эмпатийный комплекс;
- высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;
- умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения;
- готовность к реализации семейных отношений26.
С.П. Татарова считает, что «в условиях поли вариантности существования семейно-брачных отношений исходным моментом готовности человека к браку и семье становится деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной
25
Ковалев С.В. Психология современной семьи : информ.-метод, материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни» : кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1988. - С 4.
26 Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. - М. * Апрель-Пресс : ЭСМО-Прссс,
2000. - С. 120.
17