Ви є тут

Проблемы совершенствования социального института правовой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях трансформации общества

Автор: 
Салахутдинова Риля Ринатовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000302009
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические аспекты функционирования социального института правовой защиты
сельскохозяйственных товаропроизводителей..........................13
ГЛАВА 2. Современное состояние и специфика деятельности социального института правовой защиты сельскохозяйственных
товаропроизводителей в Республике Башкортостан.....................42
ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования социального института правовой защиты сельскохозяйственных
товаропроизводителей в Республике Башкортостан.....................84
Заключение...................................................115
Список литературы............................................123
Приложения...................................................139
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях современной трансформации российского общества, стержнем которой является системное преобразование экономики, кардинально меняется сущность аграрных отношений. Система преимущественного государственного вмешательства в сельхозпроизводство уступает место мно-гоукладности, многообразию форм собственности и хозяйствования, рыночным механизмам регулирования.
Однако эффективное преобразование аграрного сектора осложняется не только общим экономическим кризисом последних лет, но и ошибками в реформировании системы управления современными аграрными отношениями. В этих условиях сельскохозяйственные товаропроизводители, несмотря на целый ряд мер по их государственной поддержке, на настоящий момент оказались в критической ситуации. Так, в одном из крупнейших агропромышленных регионов России -Республике Башкортостан к началу 2000 года из 997 работающих в сельском хозяйстве предприятий 330 были убыточны. Снизилось производство молока и мяса, а задолженность сельхозпредприятий по Федеральному и республиканскому лизингу составила более 55 млн. рублей. По сравнению с 1991 годом существенно возросла нагрузка на сельхозтехнику.
Кроме того, ухудшаются взаимоотношения с поставщиками и покупателями, растет доля латентных нарушений прав сельхозтоваропроизводителей со стороны государства и его органов, отмечается негативная динамика преступности в экономической сфере. Все эти обстоятельства, в конечном итоге, определяют необходимость разработки и внедрения таких управленческих механизмов, которые позволяют защитить сельхозтоваропроизводителя от агрессивно настроенной внешней среды.
14
централизованно-плановые, командно-бюрократические механизмы управления экономикой; лимитно-фондовое материально-техническое обеспечение; утверждаемые сверху цены, тарифы, ставки, заработная плата и другие стоимостные рычаги развития хозяйства, деформиро-ванность товарного производства.
Оригинальность системы проявилась прежде всего в том, что, в конечном итоге, она обнаружила свою неэффективность и оказалась неспособной обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. Данное обстоятельство вынудило большинство стран плановой экономики отказаться от существующей в обществе экономической системы и искать другой путь, обязательным элементом которого провозглашался рыночный механизм.
На сегодняшний день, по мнению историка Н. Симония, осуществляется “формационный переход от квазисоциалистической тупиковой модели к рыночной’4. Переживаемый в России период сопровождается:
- отделением собственности от традиционного собственника (самоприватизация) и распределение ее через бюрократический аппарат при непосредственном, незаконном участии бюрократии в процессе соединения отчужденной собственности с новым собственником;
- фактическим распадом государственной власти, постоянным противоборством ее ветвей, незавершенностью институционального развития;
отсутствием необходимой нормативно-правовой базы, (“мировая практика показывает, что для правового регулирования экономики необходимо иметь около пяти тысяч законов, определяющих рыночные условия всех видов экономической деятельности”)2,
1 Симония Н. Государство и развитие // Международная Экономика и Международные отношения. -1998.-N° 12. -С. 67
2 Баев Г.В. О роли государства в развитии отношений собственности в переходный период // Роль и функции государства в условиях переходного периода. - Уфа.: РИО БАГСУ, 1997.-С. 43.
15
низким уровнем целого ряда законов, несогласованностью законов с программой реформ, “войной законов”1;
- деформированием общественного мнения, отсутствием единой идеологии, низким уровнем правосознания, преобладанием критического или даже негативного отношения к государственной власти, психологическое неприятие значительной частью населения рыночных отношений, в том числе пассивностью и иждивенческими настроениями (по данным Института социологии РАН, 25% россиян никогда не смогут вписаться в рыночную систему)2 и т.д.;
- отсутствием единого общероссийского рынка, единый народнохозяйственный комплекс СССР с устранением центральных институтов административного планирования и управления распался на отдельные, разбросанные по республикам и областям структуры.
Таким образом, специфичность и переходность современной Российской экономики обуславливается альтернативным типом ее развития и характеризуется широкомасштабным отмиранием старых и стихийным становлением новых элементов и связей. В этих условиях сущность аграрных отношений кардинально меняется. ч
Как отмечает A.A. Никонов, “... суть аграрной реформы состоит прежде всего в комплексном изменении всей системы аграрных отношений, включая собственность на землю и другие средства производства, системы ведения хозяйства и формы хозяйствования, социальные условия жизни на селе.”3
В течении 19-20 веков в России прежде всего решалась проблема модернизации и индустриализации сельского хозяйства. Несмотря на достаточный консерватизм аграрных отношений, в развитии сельского хозяйства страны выделяются несколько крупных переломных эта-
1 См.: Драма Российского закона.- М.: “Юридическая книга”, 1996. -С. 3.
2 См.: Экономическая безопасность: производство -Финансы-Банки/По ц ред. В.К. Сенчагова. -М.: ЖЗАО “Финстатинформ”, 1998. -С.40.
3 Никонов A.A. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России
(ХУШ-ХХ).-М., 1995.- С.440.