-2-
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС И СУЩНОСТЬ МАССОВОЙ И
ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ_____________________________________16
1.1. Основные теории массовой и популярной культуры. 16
1.2. Эволюция массовой и популярной культуры в обществе: предпосылки возникновения и развития. 37
1.3. Формы проявления массовой и популярной культуры в современном обществе._________________________________45
ГЛАВА II. РОЛЬ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ, РАСПРОСТРАНЕНИИ И ПОТРЕБЛЕНИИ МАССОВОЙ И ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ__________________________62
2.1. Масс-медиа в совреценном.обществе: трансформация
системы духовного производства.____________________62
- *
2.2. Массовые коммуникации в современном российском обществе: проблема пропаганды и идеологического
ВЛИЯНИЯ.___________________________________________74
2.3. Современные средства распространения медиакультуры, медиа-источники и их воздействие на общественное сознание.________________________________88
ГЛАВА III. ДИНАМИКА И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАССОВОЙ И ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ В
УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ___________________________________99
3.1. Общие характеристики развития и функционирования постсовременной культуры: процессы глобализации и виртуализации.________________________________________99
3.2. Конструирование идентичности в современной массовой и популярной культуре.______________________118
3.3. Российская массовая и популярная культура в глобальном контексте: особенности развития.__________128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________141
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ______________________148
-3-
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социология имеет особый взгляд на становление и развитие того аспекта культуры или той ее части, которую принято называть “массовой культурой’* или “популярной культурой”. Последнее выражение за последние десятилетия приобрело более научный статус. Это, в частности, связано с тем, что все сложнее определить четкие критерии различения массовой и элитарной культуры, культуры “высокой” и культуры “низкой”. Это также связано с тем, что современная социология не рассматривает “массу” как определенное социальное образование, способное служить базой или субъектом “массовой культуры”. Поэтому социологи используют понятие “массовая культура” достаточно условно, указывая на то, что роль соответствующего социального феномена значительно изменилась по истечении десятилетий с момента возникновения дискуссий о массовой культуре и массовом обществе. Например, наряду с изменением роли массовой культуры в обществе и ее медиазацией внутри этого социального явления происходит определенное расслоение, равно как и расслоение ее аудитории; многие сюжеты, жанры, принадлежавшие ранее исключительно элитарной культуре, ныне заимствуются и массовой. Отношение к традиционно элитарной культуре также меняется, равно как и взгляды на то, что причислять к элитарной культуре.
Понятие “популярное” является широко распространенным, тем не менее, в современной отечественной социологии оно еще только начинает приобретать статус рабочего термина. Наряду с этим следует отметить, что прилагательное “массовый” является чуть ли не более общеупотребительным: мы говорим о массовом производстве и потреблении, массовых движениях, организациях, массовой коммуникации и массовом сознании. “Массовость” стала неотъемлемой чертой многих социальных процессов в самых разных областях социально-экономической и культурной жизни.
Исследование массовой и популярной культуры в коммуникационном ас-
- 14-
сударственной культурной политики, в особенности касающихся массовых коммуникаций.
Научная значимость состоит в том, что в контексте трансформирующегося общества данное исследование отвечает новым потребностям теории культуры и культурного анализа. В условиях вестернизации/американизации массовой и популярной культуры, а также культурной глобализации, для обновления обществоведческого дискурса необходимы новые, не основанные на антагонизме подходы в изучении отечественной популярной и массовой культуры.
Апробация работы. Отдельные положения работы были представлены на научных конференциях — Итоговой научной конференции КГУ за 1996 г., республиканской научно-практической конференции “Власть и общество: грани взаимодействия” (Казань, КХТИ, июнь 1996 г.), и международной конференции “Кому принадлежит культура?” (Казань, КГУ, май 1998 г.)
Содержание работы отражено в семи печатных публикациях.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Текст диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, построенного по алфавитному принципу. Первая глава посвящена генезису и сущности массовой и популярной культуры. Характеризуются основные подходы к изучению этого феномена — критические, апологетические, аналитические. Рассматривается эволюция массовой и популярной культуры, обусловленная некоторыми закономерностями развития общества — в частности, процессами массовизации и индустриализации производства культурной продукции. Кроме того, один из параграфов первой главы посвящен основным формам проявления массовой популярной культуры — на примере кино, музыки, изобразительного искусства и дизайна. Вторая глава данного диссертационного исследования посвящена массовым коммуникациям как одному из важнейших факторов, влияющих на производство, распространение и потребление массовой и популярной культуры. Именно развитие массовых коммуникаций обусловило трансформацию системы духовного производства, изменилась роль аудитории в процессе коммуникации. Также показана значимость проблемы манипулирования и влияния на общественное мнение с
-15-
использованием масс-медиа в качестве основных проводников культурных кодов в современном обществе. Кроме того, характеризуются основные тенденции в развитии средств массовой коммуникации как в России, так и в мировом пространстве. В третьей главе содержится характеристика и анализ динамики и основных тенденций развития массовой и популярной культуры в условиях глобализации. Помимо общих характеристик, присущих глобальной культуре, выявляются специфические черты российской популярной культуры. Один из разделов третьей главы посвящен проблеме конструирования идентичности в постсовременном культурном пространстве, в условиях виртуализации общества. Заключение содержит основные выводы, сделанные в ходе диссертационного исследования.
- Київ+380960830922