Ви є тут

Властные отношения как системообразующий фактор в региональном социуме

Автор: 
Сиушкин Альберт Евгеньевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192657
179 грн
Додати в кошик

Вміст

^ Содержание
Введение............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования власти в региональном социуме.............................................13
1.1. Власть и властные отношения как объект социологического исследования: основные понятия и концепции...................13
1.2. Социально-политическая структура региона - субъекта Российской Федерации.........................................45
Глава 2. Социальные механизмы властных отношений в региональном социуме...........................................................100
2.1. Легитимация региональной политической власти...........100
2.2. Социальная ответственность как механизм осуществления региональной власти.........................................144
Заключение........................................................184
Библиографический список..........................................191
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................... 210
4
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена специфической ролыо политической власти в социальных процессах на региональном уровне. Являясь социально-территориальной системой, характеризуемой определенным внутренним порядком, регион обладает собственными средствами общественной организации, прежде всего институтами политической власти, чья деятельность направлена на поддержание интеграции регионального социума, социальное регулирование и принятие решений. Как интегрирующий элемент социальной системы, власть влияет на различные аспекты региональной жизнедеятельности. Сложность и многоплановость данного процесса требуют постоянного исследования, так как он находится в динамике экономических и политических изменений, адекватно отражающихся на системе региональной власти.
Очевидно, что особенности осуществления власти на местах, доступ к ее непосредственному использованию и распределению оказывают существенное влияние на взаимодействие между регионами и федеральным центром, что имеет свои далеко неоднозначные последствия и проявления. Специфика и характер осуществления властных отношений определяют политическую и социально-экономическую ситуацию в самих регионах.
Аанализ места и роли властных отношений в региональном социуме является одним из приоритетных направлений в исследовании и понимании ряда взаимосвязанных между собой социально-экономических и политических процессов, происходящих сегодня на региональном уровне. Речь, прежде всего, идет о становлении гражданского общества и развитии политического управления в регионах как процедуры выработки
3
Отметим, что приведенные ранее обобщения относительно предметного содержания политической социологии в целом, в равной мере справедливы и для власти как объекта социологического анализа. Это следует из того факта, что власть есть квинтэссенция, сущность политики. Именно по поводу власти, ее обладания и осуществления складываются политические отношения. Следовательно, интерес любой науки к политической сфере - это вольно или невольно интерес к власти и ее проявлениям, которые в таком случае необходимо выступают в качестве главного предмета исследования.
Вопрос о власти был и остается одним из центральных в социологическом теоретизировании. В рамках различных направлений социологии за период Х1Х-ХХ вв. были сформулированы основные положения относительно социальной природы власти. Главным из них является представление о возникновении ее в результате социального различия индивидов. Действительно, нельзя не согласиться с В.В. Ильиным, который указывает, что «источник власти - объективная неоднородность людей в социуме, дифференцированность их ролевых функций. При тотальном равенстве (фикция) власти нет; власть произрастает из субъективных различий». [92, С. 11]
Другим общепринятым представлением является тот факт, что власть есть явление исключительно социальное. Данное замечание уместно ввиду того, что в ряде парадигмальных подходов лежат, к примеру, попытки обнаружить источники данного явления в живой и даже неорганической природе, т.е. за пределами социального. В этом плане, как отмечает А.И. Соловьев, нередко пытаются интерпретировать в категориях «власти» и придать соответствующую понятийную наполненность, например, отношениям животных, или выражениям типа «власть природы
20
над человеком» или «власть человека над природой». Однако, рассматривать в качестве властных отношений подобные проявления несоответствия, дисбаланса или асимметрии во взаимодействиях подобных сторон, по мнению автора, лишает категорию «власть» какой-либо понятийной специфичности. Значительно более оправдано и продуктивно трактовать власть исключительно в качестве порождения социальной материи, результата функционирования и развития человеческого сообщества. [168, С.58]
Согласно мнениям специалистов [118,138, 168] можно выделить два имеющих право на существование основных подхода к определению сущности властных отношений. Прежде всего, это так называемые атрибутивно-реляционистские или субъективистские концепты, связывающие сущность власти с разными свойствами человека и сторонами его индивидуальной (микрогрупповой) деятельности. В такой трактовке сущность властных отношений, как той или иной формы реализации человеческих свойств и устремлений, непосредственно связывается с реализацией интересов (намерений, целей, установок и проч.) индивидуального или группового субъекта, с используемыми ими средствами, ресурсами и институтами властеотношений. В то же время таким воззрениям оппонируют представители так называемого системного (объективистского) подхода, трактующие суть власти в качестве надперсонального, безличного, анонимного свойства (макро-, мсзо- или микро-) социальной системы, принципиально не сводимого к характеристикам индивидуального или группового субъекта. Очевидно, что оба эти подхода делают упор на разных, но реально существующих сторонах власти как общественного явления.
21