СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................стр. 2
РАЗДЕЛ I. Теоретико-методологичекие основы исследования
социальной идентификации стр. 9
РАЗДЕЛ II. Проблема социального возраста как результата
самоидентификации инвалидов стр. 56
РАЗДЕЛ III. Социальное самочувствие инвалидов разных
возрастных групп.......................................стр. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................стр. 128
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ..........................................стр. 133
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................стр. 143
2
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования.
Современное российское общество переживает связанный с кардинальными социальными переменами идентификационный синдром. Эго означает изменение традиционных социально-групповых и классовых идентификаций отражающихся на процессе социальной идентификации конкретных индивидов.
Изучение процесса обретения иной социальной идентичности представителей различных социальных групп общества в условиях перехода от одной социальной системы к другой заслуживает особого внимания. Во-первых, в силу того, что особенности новой социальной структуры общества еще не вполне ясны, значение тех или иных групп и социальных институтов заранее не предопределено. Во-вторых, при становлении эталонов образа жизни в новых социально-экономических условиях особенно важен учет того, что не все социальные группы современного российского общества способны, без специальной поддержки государства, успешно справляться со столь крупномасштабным и многоуровневым явлением, как кризис социальной идентичности. В особой мере это касается инвалидов, людей с ограниченными возможностями, нуждающихся в особом внимании со стороны законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Здесь заключается острая социальная проблема: существует противоречие между социальной поддержкой, оказываемой этой социальной группе государством, и ее реальными потребностями, обусловленными специфической социальной идентичностью. Разрешение этой проблемы лежит не только в области оптимизации избранных мер, но и в оценке особенностей социальной идентификации инвалидов, в том числе наиболее различимого ее аспекта -социально-возрастной идентичности.
Понимание в социально-возрастном контексте специфических особенностей
16
он сам же и провоцирует, и на которую сам же и влияет. Перенимая роль другого человека, индивид смотрит на себя глазами другого человека. Такое постоянное взаимное принятие роли другого участниками взаимодействия, в результате которого возникают совместные действия, создает специфическую человеческую коммуникацию. И в то время как личность человека формируется, развивается и приспосабливается к окружающей среде и требованиям других, другие, в свою очередь, в результате взаимодействия с ним испытывают его влияние на себе, и, реагируя на это, сами изменяются соответствующим образом. [1]
Согласно такой точки зрения, единой социальной реальности не существует. Реальностей много, и каждая отличается от других, поскольку зависит от контекста, в котором она возникает, и прошлого опыта и взглядов различных действующих лиц и наблюдателей. Создаваемый при этом стереотип, становится выразителем не совсем того, что факт выражает сам по себе (например, инвалидность), а «означает» только то, что он означает, по мнению людей.
Интеракционисты считают, что человек отличается от животных способностью задерживать свои реакции, ставить себя на место другого и исходить в своих размышлениях из позиции другого, поэтому, по их мнению, лишь некоторые физические и биологические характеристики наследуются человеческими существами, а на их поведение значительное влияние оказывает именно та социальная среда, в которой они выросли.
Основной идеей концепции символических интеракционистов является признание социализации индивидуального сознания как социального процесса при приобщении индивидуальных ментальных процессов к «большому сознанию». Этим соображениям сопутствуют идеи превращение физиологического организма в рефлексивное социальное «Я» и формирование «зеркального «Я»», как социальной природы индивида.
При этом выделяются следующие основные элементы самоопределения (самоидентификации):
17
1) образ нашего облика в представлении другого человека;
2) образ его суждения о нашем облике;
3) самоощущение (например, гордость или унижение) на воспринятую нами реакцию других. [72]
Таким образом, объектом изучения социального поведения и социальной идентификации с позиций символического интеракционизма является личность и то, как каждый человек становится, через отношения с другими, тем человеком, каким он есть.
В данном контексте важное значение для понимания процесса социальной идентификации имеет то, как общество и социальные институты направляют формирование идентичности на исполнение определенных функций. Эти вопросы нашли свое отражение в творчестве И. Гофмана, интерпретирующего такие проблемы, как принуждение людей с теми или иными недостатками к примирению с неудачами, проблему корректировки, смягчения притязаний, проблемы предотвращения разрушения идентичности. Для Гофмана центральным является вопрос о том, насколько требования общества
сковывают развитие идентичности. Он выдвигает идею ролевой дистанции и обосновывает положение о том, что индивид вынужден дистанцироваться от социальной роли, чтобы показать, что личность представляет собой нечто большее, чем это предписано ролью. В гофмановском представлении в управлении ущербной идентичностью в случае стигматизации люди применяют различные техники поведения. Например, люди могут скрывать свою
инвалидность, но могут, наоборот выставлять ее на показ, так что она становится нормальным условием их поведения. Люди с физическими
недостатками вынуждены вести себя гак, как будто они являются совершенно нормальными. Они укрепляют и восстанавливают свою идентичность и
создают предпосылки другим для «нормального поведения». [33]
Как и нормальные другие они придерживаются стратегии «балансирования между нормальностью и уникальностью, без которой невозможна общественная жизнь», что составляет «стратегию двойственного «как будто». Благодаря этой
- Київ+380960830922