Оглавление
Введение........................................................3
Глава 1. Теорстико — методологические основы исследования образа жизни инвалидов в современном российском обществе.
1.1. Понятия «инвалиды» и «инвалидность» в современном обществоведении....................................................10
1.2. Инвалидность как социокультурный феномен.................30
Глава 2.Образ жизни инвалидов в условиях современного российского общества.
2.1. Социальная политика и легитимация инвалидов.....................54
2.2. Особенности образа жизни инвалидов в современном российском обществе.............................................................78
2.3. Проблемы социальной и профессиональной реабилитации
инвалидов...........................................................104
Заключение..........................................................134
Библиография
137
3
Введение
Актуальность темы исследования. Происходящие в современном российском обществе политические, экономические, социальные и духовные изменения вызывают необходимость переосмысления привычных взглядов и установок на проблему инвалидов. История развития подходов к решению проблем инвалидов и инвалидности прошла долгий путь: от идей пренебрежительного отношения и неприязни к пониманию необходимости интеграции инвалидов в общество. На наш взгляд, проблема инвалидов предполагает существенные изменения в теоретико-методологических и практических подходах к идеологии реабилитационного процесса. На современном этапе необходимым условием эффективности проводимой государственной социальной политики служит социологический анализ особенностей образа жизни инвалидов, выявление основных факторов индивидуальной и групповой интеграции инвалидов в общество.
Системообразующей основой взаимоотношений общества и инвалидов должно стать понятие «социальной независимости» инвалида, под которым подразумевается не столько приспособление или компенсация тех или иных видов имеющейся у человека социальной недостаточности, сколько активное, творческое ее преодоление и достижение максимально возможного уровня личностной самоактуализации и самореализации.
По данным Всемирной организации здравоохранения каждый десятый житель Земли - инвалид. Ежегодно 20 млн. человек получают увечья. Даже в такой сравнительно небольшой республике как Бурятия - инвалидов свыше 60 тысяч человек. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов.
Инвалидность - это проблема не одного человека, а всего общества в целом. Именно поэтому ее решение является одним из приоритетных направлений социальной политики. Изучение проблем инвалидов должно быть
13
существовании двойного стандарта морали, когда обычные правила приличия представляются как акты милосердия.
Социологи отмечают, что предрасположенность к предубеждению распределяется не одинаково. Замечено, что люди, социализированные в тоталитарных режимах, особенно склонны воспринимать мир в резких, непримиримых противопоставлениях и с категоричностью отвергать всякого, кто в действительности или как им кажется, отличается от них. 3. Бауман отмечает, что обычно люди, проявляющие наибольшую склонность к предрассудкам, оказываются убежденными, горячими сторонниками единообразия во всем. Они болезненно переживают любое отклонение от строгих правил поведения и поэтому предпочитают сильную власть, позволяющую держать народ в узде [7, С.53-56].
Для нашего исследования точка зрения 3. Баумана имеет принципиальное значение, т.к. сознание большей части нашего общества все еще отягощено тоталитарным прошлым. Скажем, некоторые публикации по проблемам инвалидности демонстрируют уничижительный дискурс по отношению к этой группе людей. Так, советы для инвалидов, опубликованные в журнале «Социальная защита», транслируют позиции, когда здоровое большинство не ожидает от инвалида иного образа, кроме как человека «с ярко выраженным уродством», «имеющего признаки деформации личности не только из-за своей внешности, но и из-за неспособности создать семью», «постоянно находящегося дома», чье поведение порой носит «несколько оживотненный характер» и т.д. [70].
В этой связи мы считаем, что социальные представления об инвалидности во многом обусловлены особенностями габитуса членов нашего общества. Габитус - это совокупность предрасположенностей поступать, думать, оценивать, чувствовать определенным образом [168, Р.53.]. Данное понятие точнее, чем психологические понятия «склонность», «привычка», «обычай», «приобретенная способность» и т.д. В отечественном общсствознании этот термин используется чаще всего как синоним менталитета. «В габитусах, -
14
пишет М. Мосс, - мы видим технику и работу коллективного и индивидуального практического разума, нежели чем чистую душу и ее способности» [86,
С.70].
В расширенном виде это понятие использует П. Бурдье в книге «Очерк теории практики». Человеческая деятельность не похожа на процесс, где движение к цели идет путем проб и ошибок. Устойчивость практики не означает, что она - это заведенный природой автомат, ее изменчивость представляет собой загадочное явление, похожее на импровизацию. П. Бурдье высказывает предположение, что практика, кроме результатов, порождает и такие продукты, которые выступают способами порождения самой практики. Внутри практики эти способы порождения практики (габитусы) накапливаются. Они являются коллективным достоянием, характеризуются структурностью, позволяют осуществлять импровизации, выступают средством коллективной оркестровки, но без дирижера, без достижения уровня сознания и дискурса [68, С. 126].
Британский исследователь К. Шюес отмечает: «Габитус формируется посредством опыта агента в обществе и, в свою очередь, формирует его опыт, и следовательно опыт этого общества» [159, С.8]. То есть индивид может обладать свободой, может действовать и иметь опыт в окружающей среде, может обращать внимание на вещи или не замечать их и т.п. Но однако, это свобода кажущаяся; на самом деле она ограничена габитусом. И индивид не может посредством чисто волевого усилия воспринять что-то по-другому, чем это обусловлено его габитусом. То есть габитус определяет то направление, в котором развивается опыт индивидов. И для того, чтобы изменить отношения индивидов к другим и к миру, они должны знать свой габитус и уметь преобразовывать его [159, С.4-9].
По-видимому, исторически приобретенные характеристики габитуса определяют отношение нашего общества к инвалидам. Приходится признать, что это отношение близко к безразличию. Эмпирический материал, представленный в последующих параграфах, показывает, что большинство рес-
- Київ+380960830922