Ви є тут

Оптимизация туристско-институционального пространства региона в условиях современного российского общества : на примере Астраханской области

Автор: 
Леухин Алексей Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277105
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
I Введение......................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию российского туристско-институционального пространства 15
1.1. Туризм как объект научного исследования................ 15
1.2. Концептуальные основы формирования туристско-институционального пространства....................37
1.3. Роль факторов в конструировании метаструктурных матриц оптимизации территориально-
локализованного социального института туризма............64
Глава 2. Тенденции и перспективы развития туристско-институционального пространства региона.......................87
#
2.1. Специфика параметризации социальной практики туризма в Астраханской области.........................................87
2.2. Возможности субъектно-объекгной оптимизации туристско-институционального пространства региона (эмпирический аспект).....................................................109
2.3. Инновационные направления структурирования социальнопроизводственных отношений в туризме........................136
Заключение...................................................158
Список используемой литературы...............................161
Приложения...................................................175
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вступив в эпоху перемен, российское общество начинает активно реформироваться: образовывать в своих недрах новые механизмы идентификации и социализации, подвергать ревизии имеющийся арсенал функциональных задач. Интенсивно стратифицирующиеся конфигурации социально-структурного пространства приобретают институционально-протяженную рефлексивность, суммируют комбинации играизированных практик, ускоряют эффекты социальных перемещений.
Многие субъекты играизации, относящиеся к сфере услуг, не поспевают за столь стремительным развитием социума, не реагируют должным образом на инновационную динамику трансформационных процессов, очевидные преимущества исследовательского фактографирования.
Отечественный туристский комплекс, сталкиваясь с целым рядом непредсказуемых последствий организационного проектирования, не является здесь исключением, так как игнорирует врожденно присущие предприятиям способности к восприятию и оцениванию смысловой палитры репродуцирования социальной инфраструктуры, политики туррегионов.
Появляется необходимость социологического анализа туристского паттерна, основным инструментом которого может выступать неотъемлемая составляющая социально организованного пространства -туристско-институционализированная его часть, вбирающая в себя категориальную и классификационную палитру практической рекурсивности. В данном контексте понимание значения многоаспектного влияния факторов, являющихся как следствием, так одновременно и причиной существования пространственно-институциональной структуры туризма, требует пошаговой экспликации всех компонентов последней,
Основоположником отечественной экономической теории туризма считается В.И. Азар, в работах которого организация разностороннего досуга трудящихся представляется «как особая сфера приложения общественного труда - туристские услуги» . Советская политэкономия данную разновидность специализированных услуг относила к комплексу отраслей социально-бытовой инфраструктуры в составе непроизводственной сферы единого народнохозяйственного комплекса
Л
страны, выступающей в качестве одного из действенных и эффективных источников решения проблем отдыха населения. В пик своего развития (1989 г.) экономико-рекреационный комплекс Российской Федерации представлял собой автономную, социально-ориентированную и
высокоразвитую сферу услуг, сумма финансовых средств и стоимость инфраструктурной базы которой приближалась к отметке в 9 млрд. руб.
К сожалению, трансформационные процессы, эйфория первоначального накопления капитала привели не к умножению достигнутого уровня турпроизводства, а к распаду туристстко-
инфраструктурного пространства на плохо увязанные друг с другом частнособственнические противоборствующие блоки, фактическому самоустранению государственных структур из подконтрольных ему ранее инициативных форм жизни широких масс людей. Слитие разрозненных элементов, наращивание конкурентоспособной мощи, происходящее порой болезненно, зачастую с «нуля», просто не могло не породить
общественный заказ на усиленный поиск ориентиров, указывающих
зарождающемуся предпринимательскому классу оптимальный путь в еще нестабильной рыночной среде, заполненной чужеродными смыслами и значениями.
Наступило время внедрения новых для страны институциональных коррелятов, задающих ускоренный темп по преобразованию видового
1 Лзар В И. Экономика и организация туризма. - М.: Экономика, 1972. - С. 45.
2 Абрамов М.А. География сервиса. - М.: Мысль, 1985. - 255 с.
ландшафта практики туризма, активации потребности социальных агентов в получении профессионально-специализированных знаний, формированию кадрового состава предприятий, структура и квалификация которых на тот момент, равно как и качество предоставляемых турперсоналом услуг, повсеместно признавалась неудовлетворительной.
Быстрота социальных изменений вызвала складывающимся туристским сообществом спрос как на выявление сути географокурортологических коллизий турцентров, так и на «проявление деятельностной воли социума, представленной субъектом социального наполнения окружающего мира»1, выработку согласованных программноцелевых, нормативно-правовых подходов к конструированию благоприятных условий турбизнеса, модернизацию отечественного туркомплекса в соответствии с политикой реформ2, поиск скрытых в «гигантском здании» общественно-институциональных форм интеракции инновационных процедур, гипотез и теорий, переосмысление существующего понятийно-логического аппарата туристских отношений.
В обозначенный период междисциплинарное изучение туризма прочно вошло в «плоть и кровь» исследовательского дискурса, подтверждением чему свидетельствует обилие научных публикаций, работ российских и зарубежных авторов. Подавляющее количество их опирается на так называемую системную теорию, эксплицирующую социально-экономическую систему туризма в проекции пересечения трех взаимосвязанных суперсистем человеческого бытия: общества, экономики, природной среды на составные структурно-функциональные единицы, что в целом гармонично уравновешивает цели и задачи туристского производства, государственной политики.
1 Ракитов А И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991-С. 10-11.
2 Организация туристической деятельности // Туризм. Экономика и учет. - М.: Учет, 2000.-№4(22).-С.3-40.