Ви є тут

Русская сельская молодежь : Празднично-обрядовые традиции в ее ценностных ориентациях; на материалах Бурятии

Автор: 
Бояк Татьяна Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
268460
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования
русской сельской молодежи и роли празднично-обрядовых традиций в се ориентациях.............................13
1.1. Сельская русская молодежь в социальной структуре российского общества..................................................13
1.2. Содержание понятий «ценностные ориентации» и «праздничнообрядовые традиции» в современной обществоведческой литературе... 32
ГЛАВА 2. Празднично-обрядовые народные традиции и их роль в
формировании ценностных ориентаций сельской молодежи .... 56
2.1. Игра, как основной механизм праздника в формировании ценностных ориентаций личности............................56
2.2. Празднично-обрядовые традиции в системе ценностей современной сельской молодежи.........................................70
2.3. Условия и факторы повышения роли празднично-обрядовых народных традиций в формировании ценностных ориентаций современной молодежи.....................................113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................132
ЛИТЕРАТУРА..................................................138
ПРИЛОЖЕНИЕ 1................................................151
ПРИЛОЖЕНИЕ 2................................................164
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Переживаемые современным российским обществом коренные изменения, обусловленные его трансформацией, поставили проблему молодежи, ее предназначения в этих изменениях в ранг наиболее значимых. Будучи динамичным социально-демографическим образованием, молодежь выполняет в обществе важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в воспроизводстве уже существующих элементов структуры, непрерывно пополняя социальный потенциал страны. Поэтому ее роль в стабилизации и преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума приобретает особую значимость.
С другой стороны, характер и содержание деятельности молодежи в обществе, как субъекта социального развития, напрямую зависит от объективных условий социальной среды, предлагающих ей определенные модели социализации, систему ценностных ориентаций.
В условиях кризиса общества, сопровождающегося процессами распада прежней системы ценностей, идеалов, существующих моделей социализации и поиском новых, - формирование ориентаций молодежи, процессы ее социализации протекают весьма противоречиво и неоднозначно. Все больше в ее среде усиливаются тенденции роста маргинализации, тревог и, безысходности. Широкий круг молодежных проблем актуализирует многоаспектность их изучения В нашем исследовании сосредотачивается внимание на одном из них: определении места и значимости празднично-обрядовых народных традиций в ценностных ориентациях русской сельской молодежи. Образовавшийся моральный вакуум в сознании молодых людей требует своего заполнения смысло-жизненными ценностями, которые бы способствовали стабилизации процессов социализации, формирования ориентаций молодежи. Опыт показывает, что в качестве таких ценностей могут выступать этнокультурные. В системе ценностей этнической культуры традиционный народный праздник занимает особен-
16
1. Молодежи присущи: активная социализация, интенсивное социальное созревание, включенность в систему общественных отношений.
2. Психология и образ жизни молодежи отличается подвижностью, восприимчивостью ко всему новому.
3. Через молодежь осуществляется смена поколений и значит социальное движение.
4. Являясь преемником культуры прошлых поколений, молодежь имеет свои специфические интересы, потребности, ценности, ориентации, которые определяют и формируют ее собственную культуру.1
Группа является первичным условием (наряду с классом и слоем) социальной структуры общества.
Английский философ Т. Гоббс дал первое четкое определение группы как «известного числа людей, объединенных общим интересом или одним делом».2 Большой вклад в разработку концепции социальных групп внесли западные социологи Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Ч. Кули, Э. Мейо, Я. Морено, Г. Тард, Д. Хомане и др. Историко-материалистический подход к социальным группам был выработан марксизмом.
Являясь общесоциологическим по своей природе, данное понятие обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных отношений, которые образовались в результате исторической дифференциации общества на отдельные структурные составляющие.
Под социальной группой может пониматься любая «совокупность индивидов, объединенная любым общим признаком, общим пространственным и временным бытием, деятельностью, экономическими, демографическими, психологическими и другими характеристиками».3
Социальные группы, как отмечают В.В. Радаев, О.И. Шкаратан, являются продуктом деятельности людей «существуют в силу того, что люди действуют для удовлетворения своих потребностей и интересов, разделяя при этом функ-
1 См.: Гуцу И.Т., Плацкин С.И. Образ жизни молодежи современного села. - Кишинев, 1984. - С.37.
2 Гоббс Т. Избранные произведения. - Т. 2. - М., 1964. - С.244.
3 Социологический энциклопедический словарь / Редактор Осипов Г.В. - М., 1998. - С.58.
17
ции (роли), объединяясь, кооперируясь. Механизм существования и развития социальных отношений «скрыт» в системе человеческой деятельности. Отношения между людьми в процессе этой деятельности - основа формирования и воспроизводства социальных групп».1
Для определения молодежи как социальной группы важным становится выделение се группообразующих признаков.
Одним из существенных признаков, позволяющих отнести молодежь к особой социально-демографической группе общества, является возраст.
«Дифференциация по возрасту является основой для выделения молодежи в особую демографическую группу. Возраст - один из существенных признаков молодежи, влияющий на многие ее черты и свойства».2
В социологической литературе нет единого мнения в определении границ молодежного возраста. А. Аллербек и J1. Розенмайр отмечают: «трудности существуют в определении как «нижней», так и «верхней» границы молодости».
Так, И.Т. Гуцу, И.С. Иконникова, Э.М. Кац, В Т. Лисовский, A.A. Пас-карь, С.И. Плацкий и другие включают в категорию «молодежь» людей в возрасте от 16 до 30 лег. 4
A.C. Запесоцкий, Б.В. Князев, И.М. Слепенков определяют нижнюю возрастную границу молодежного возраста - 14 лет, верхнюю - 30 лет.5
Различные точки зрения в определении границ молодежного возраста, встречающиеся в обществоведческой литературе объясняются, на наш взгляд, сложностью, противоречивостью структуры молодежи, а также процессов, протекающих в ее среде, обществе в целом.
1 Радаев В В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. - М., 1996. - C. 1S.
2 Затесв В.В., Осинский И.И. Студенты 90-х: Социальные и нравственные основы жизнедеятельности. - Улан-Удэ, 1997.-С.9.
3 Allcrbcrck A., Roscnmajir L. Finfuhrungie die Lugend - Soziologie - Weinberg. - 1976.
4 См.: Иконникова C.H. Социология о молодежи. - Л., 1985. - С.5; Лисовский В Т. Методика и методология изучения идеалов и жизненных планов молодежи: Автореф. дис... канд. социал. наук. - Л., 1968. - С.5; Пас-карь A.A. Молодежь села: реальность и перспектива. - Кишинев, 1990. - С.27; Кац Э.М. Сельская молодежь: Проблемы выбора профессии. - Кишинев, 1981. - С.22; Гуцу И.Т., Плацкий С.И. Образ жизни молодежи современного села. - Кишинев, 1984. - С. 190.
5 См.: Слепенков И.М., Князев Б.В. Молодежь села сегодня. - М., 1972. - С. 19; Запосецкий A.C. Эта непонятная молодежь. - М., 1990. - С. 20.