Содержание
Введение..........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования ценностных ориентаций молодежи.....................................14
1.1. Ценности: понятия, сущность и основные направления Изучения...........................................................15
1.2. Структура и классификация ценностей.........................................39
1.3. Современное студенчество как социальная группа
молодежи, особенности и характерные черты.........................48
Глава 2. Динамика ценностных ориентаций студенчества..............60
2.1. Мотивация получения высшего образования и
социальная дифференциация ценностных ориентаций студенчества 60
2.2. Изменения в структуре ценностей современного студенчества России.............................................................78
2.3. Специфика ценностных ориентаций студенчества среднего российского города.................................................95
Заключение........................................................120
Список использованной литературы..................................125
Приложение 1................................................................................................142
Приложение 2......................................................146
Введение
Актуальность исследования. Современное транзитивное российское общество находится в состоянии трансформации базовых социальных институтов, смены системы общественных отношений. Любые перемены в жизни общества влекут за собой мгновенное изменение потребностей, мотивационных установок и, как следствие, переоценку ценностей. Изучая динамику и структуру ценностных ориентаций россиян, можно детально и точно проанализировать результаты социально-экономических преобразований, что особенно необходимо в условиях, когда контроль за этими преобразованиями практически утерян.
В наиболее сложном положении в переходные периоды развития общества оказывается молодежь, мировоззрение которой находится в процессе становления, а аморфная система ценностей современного социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения.
В ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с большим количеством проблем: самоопределения и самореализации, получения качественного образования, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса. Непроду-манность молодежной политики государства вызвала отторжение молодого поколения от культурно-исторических ценностей российского народа.
Молодежь является неотъемлемой частью общества и потому чутко реагирует на те изменения, которые в нем происходят. Ее своеобразие как социально-демографической и социокультурной группы заключается в том, что она обладает транзитивным социальным потенциалом, является периферийной в процессе самоопределения. Молодежь характеризуется либо своим прошлым социальным статусом - социальным положением родителей, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой и профессиональной деятельностью. Кроме того, молодые люди являются субъектом социального воспроизводства, обеспечивают непрерывность со-
3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования
ценностных ориентаций молодежи
Ценности и нормы играют решающую роль в интеграции любого общества, придавая социальным связям устойчивый характер. В индивидуально-личностном плане они являются своеобразным стержнем, на котором базируется весь внутренний мир человека. В социологии изучение ценностей связано с анализом их «индивидуальных эквивалентов» - ценностных ориентаций.
Система ценностных ориентаций - явление конкретно-историческое, социально обусловленное. Система ценностей современного человека складывается в условиях переходности трансформирующегося российского общества, отличающегося нестабильностью, неопределенностью развития, кризисом базовых социальных институтов, сменой системы общественных отношений.
Кроме того, характерной чертой современного общества является ценностно-нормативный вакуум. Традиционные общественные ценности девальвируются и вытесняются, а новые либо отвергаются, либо не могут быть реализованы. В этих условиях возникает множество ситуаций безнормности, при которых молодой человек утрачивает привычные ориентации, чувство опоры, усиливается риск социальной дезориентации и аномии.
В ситуации меняющейся социальной реальности особую актуальность приобретает исследование ценностных ориентаций молодого поколения. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован в настоящее время во многом зависит состояние общества в будущем.
14
1.1. Ценности: понятия, сущность и основные направления
изучения
Изучение ценностного мира как отдельного человека так и целой социальной группы является особенно актуальным в условиях современного трансформирующегося общества. Системный кризис, охвативший все сферы общественной жизни, не мог не затронуть ценностного мира россиян. «Экономические, экологические, политические и т.д. кризисы, если не во всех, то во всех тех случаях, когда имеет место духовный, ценностный кризис, явля-
« л
ются следствием и частью последнего». Современное общество живет в эпоху смены прежней системы ценностей, а этот процесс является крайне тяжелым, «связанным с духовными кризисами, депрессией и многими невротическими расстройствами».13
Проблематика ценностных ориентаций требует своего существенного переосмысления в условиях современных, динамичных социальных систем, предполагающих одновременное самоопределение человека в разных локу-сах культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам и задаваемых, соответственно, разными ценностями, далеко не всегда согласующимися между собой. Поэтому вполне закономерной является актуализация научного осмысления этого явления в рамках самых различных гуманитарных дисциплин.
Понятие «ценность», возникшее на стыке философии, философской и культурной антропологии, социологии, социальной и общей психологии, является многоаспектным и сложным для теоретико-методологического анализа. Изучению ценностной проблематики посвящены многочисленные работы, образующие два уровня исследования: теоретический и прикладной. Основной трудностью для исследователей выступает многозначность терминологии, обусловленная переплетением понятийных аппаратов смежных дисциплин при исследовании феномена ценностных ориентаций.
12 Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. - 2002. - №3. - с. 143.
13 Там же.-с. 143.
15
- Київ+380960830922