ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы социологического анализа развития среднего класса
1.1. Подходы к исследованию и критерии выделения
среднего класса............................................... 15
1.2. Исследование этапов становления среднего класса...............33
Глава II. Социальный статус среднего класса в транзитивном
российском обществе
2.1. Анализ статусной позиции среднего класса......................50
2.2. Макросоциальные факторы, влияющие на становление
среднего класса................................................73
Глава III. Конституирование статуса среднего класса в общественном
сознании современных россиян
3.1. Влияние трансформации общественного сознания на социоструктурные изменения в современной России...............107
3.2. Средний класс в социальной перцепции современных
россиян.......................................................123
Заключение........................................................156
Список литерату ры................................................164
2
г
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное российское общество, проходящее продолжительный и разнообразный по своим проявлениям период трансформации, находится в центре внимания социальных исследований. Радикальная модернизация российского общества, начавшаяся в середине восьмидесятых - начале девяностых годов двадцатого века, первоначально породила множество стихийных процессов и привела к хаосу во всех сферах жизни социума. Устоявшаяся социальная структура рухнула, и в обществе начались процессы массовой групповой мобильности, стала формироваться новая стратификационная система, характерная для общества с рыночной экономикой, где существенную роль играет средний класс.
В начале девяностых годов заговорили о необходимости формирования в нашем обществе устойчивого среднего класса, но смысл данной дефиниции, как и суть явления, не были чётко определены. В общественном сознании россиян насаждался образ среднего класса, выстроенный западной культурой (через фильмы, передачи, статьи и т.д.), как достаточно чуждый, не близкий российской ментальности. Характерная для российской ментальности экстернальность, противодействовала интернальносги, присущей современной западной ментальности. Но адаптация к новым рыночным условиям невозможна без перестройки взглядов, отношений, системы ценностей, к тому же формирующийся новый средний класс не только становился все более массовым, но и формировал социальные практики, которые общество постепенно легитимировало, тем самым удостоверяя признание самого среднего класса.
Большую роль в процессе изменения общественного сознания и его адаптации к новым реалиям играет политика, реализуемая властью. Ус-
3
жий экономический статус, не акцентирует внимание на других- характег рисгиках, не признаёт наличия среднего класса, а все иные существующие в социуме социальные группы и классы считает промежуточными и примыкающими к основным.
Последователь марксистской теории американский социолог Э.Райт, разработав концепцию «противоречивых классовых расположений»,, пытался разместить средний класс, в социальной структуре общества определяя для него сразу несколько позиций. Не придерживаясь традиционного марксистского принципа «один класс - одна социальная позиция в структуре», он выделил в среднем классе слои расположившиеся между антагонистическими (капиталисты и рабочие) и неантагонистическими (капиталисты и мелкая буржуазия) классами1.
М.Вебер критиковал классовую теорию К.Маркса. В своей теории он учитывал более широкий круг основных критериев* принадлежности к классам. Он рассматривал наряду с экономическим (отношение к собственности на средства'производства) ещё два, отношение к власти и социт альный престиж2. То есть Вебер предложил учитывать не только отношение к собственности на средства производства, но и уровень доходов, богатства, образования, самоидентификацию,-, а также ряд других критериев, образующих определённый стиль,жизни.. Анализируя социальную структуру» Вебер сделал вывод о том, что отношения между классами могут быть не только антагонистическими, но и солидарными. Солидарные связи строятся на общих мотивациях, политических интересах, стремлении к сотрудничеству. Согласно критериям*: неравенства, которые выделил Вебер для определения принадлежности к той или. иной страте, существует три типа стратификации: экономическая, профессиональная и.политическая: В;
1 Wright Е.О. Classes. London.: Verso Books, 1985.
2 Вебер М. Избранные произведения. М., 1993.
основе экономической лежит дифференциация, проявляющаяся в различиях материального уровня; профессиональная основывается на дифференциации статусов, обладающих разным уровнем социального престижа; политическая свидетельствует о дифференциации доступа к политической' власти. Подход Бебера, выделяющий в обществе страты по трём критериям,.позволяет более подробно рассмотреть социальную структуру и сделать вывод о существовании не двух, а как минимум трех основных классов: высшего, среднего и низшего.
Термин «стратификация» перешёл в социологию из понятийного аппарата естественных наук, «страта» в переводе с латыни означает слой, пласт. Это понятие ввёл в научный оборот социологии П. Сорокин. В социологии страта - это социальный: слой в структуре общества, отличающийся от других различными критериями и свидетельствующий о социальной дифференциации, а совокупность иерархично. расположенных социальных слоев называется социальной стратификацией. Более крупные социальные страты принято называть классами, а составляющие их группы слоями: Страту составляют индивиды, обладающие приблизительно одинаковым уровнем .доступа к богатству, престижу, власти и образованию.-
У.Уорнер, анализируя социальную структуру американского общества, подразделил каждый базовый класс на два, выделив, таким образом, в ней шесть классов: 1) верхний высший; 2) нижний, высший; 3) верхний’ средний; 4) нижний средний; 5)всрхний низший; 6)нижний низший3. Современные последователи Уорнера; дополнили его типологию включив, в, неё средний средний класс, который в настоящее время является самым обширным в развитом индустриальном и постиндустриальном обществах.
3 Warner W.L. Social Class in America. New York.: Harper and Publishers., 1960.
17
- Київ+380960830922