Ви є тут

Девиация несовершеннолетних : Социологический анализ на примере Республики Северная Осетия-Алания

Автор: 
Пилиева Дина Эдуардовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271278
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретике - методологические основы исследования процесса девиантного поведения детей и подростков
1.1. Девиантное поведение: понятие, типология, основные причины 14
1.2. Объективные и субъективные факторы появления и развития девиантного поведения несовершеннолетних 40
• Глава 2. Технологии социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения
2.1. Система социального контроля как важнейший фактор предупреждения девиантного поведения 79
2.2. Формы и методы профилактики и предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних 97
2.3. Современные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних девиантов 123
Заключение 147
Список использованных источников и литературы 154
Приложения
166
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблемы девиантного поведения несовершеннолетних являются актуальными как в научном, так и в практическом отношении. Процесс реформирования российского общества сопровождается обширной социальной трансформацией, которая охватила все сферы его жизнедеятельности, затронула интересы всех слоев и групп населения, вызвала серьезные изменения в социальных отношениях, сознании и самочувствии людей. Все более обостряются противоречия между реформационными действиями в экономике и их социальными последствиями. Растет социальная дифференциация общества по имущественному признак}', чрезмерная поляризация доходов. В настоящее время у черты бедности находится около 40 млн. граждан, т.е. почти треть населения страны.1
Неудовлетворенность широких слоев населения своим материальным положением, несопряженность целей преобразований в обществе с личными жизненными интересами ведут к ухудшению социального самочувствия населения, социальному напряжению, порождают отчуждение и обособленность. Это подрывает нормативные основы человеческого общежития, влечет за собой такие асоциальные явления, как моральная деградация, бездуховность, правонарушения, преступность, девиантность (как негативная форма поведения, проявление нравственных пороков).
Особую опасность для общества представляет катастрофический рост девиантности поведения детей и подростков, у которых еще не сформировались устойчивые убеждения, цельное мировоззрение. Динамика девиантного поведения детей и подростков имеет тенденцию роста. На начало 2001 г. в общей
2 _
численности населения (2962,1 тыс. чел.) 19,0 % составляют дети. На сего-
1 Из послания Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. Социальное обеспечение. 2002, № 6. С. 11.
2 Социальная работа. 2002, X? I. С. 28.
17
исследованиях. Но эта концепция в каждом конкретном исследовании требует значительных теоретических обобщений и эмпирического подкрепления. Это подтверждается и тем, что поведение личности, квалифицируемое в социологической литературе как комплекс взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой, может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и общепринятыми социальными нормами общества. Если это поведение личности не учитывает интересы других индивидов, то, по мнению М. Вебера, оно вообще может нарушить равновесие общества.19
Главенствующей доминантой в изучении девиантного поведения личности следует признать ее социальную позицию как сложнейшую социально-психологическую доминанту. Она формируется в процессе жизнедеятельности во взаимодействии с другими социальными субъектами и окружающей средой, путем социализации и адаптации к ценностям, нормам и образу жизни других людей, социальных групп и общностей.
Саму же эту позицию личности в системе доминант можно рассматривать в двух ракурсах: во-первых, как проявление внутренней сути личности через призму ее собственной жизнедеятельности и образа жизни, системы потребностей, интересов и ценностей, социального статуса и социальной роли, демографических, социокультурных и других особенностей личности, во-вторых, как содержание и характер влияния ближайшего окружения (семьи, школы, друзей, приятелей) на личность в различные периоды ее становления и развития.
В тяжелейших условиях российского рынка понижение статуса большинства групп населения и их маргинализация порождает многомерную и многоплановую девиацию среди всех социально-демографических групп населения, в том числе детей и подростков. Многообразие противоречий в социальной структуре общества и ее элементах (социальные группы, общности, социальные институты), в социальных процессах и явлениях порождает широкое многооб-
19 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения. - М.: Прогресс. 1990. С. 495.
18
разис в сфере отклоняющегося поведения и преступности, а также в социальном статусе субъектов девиантного поведения.
В формировании личности важную роль играет, во-первых. совокупный фактор социально-экономических, культурно-исторических условий жизни: природа, структура и содержание интересов, ценностей и установок; образ мышления, поведения и действий; социально-демографические и этнокультурные особенности. Во-вторых, уровень социального статуса и его социотворче-ская наполняемость, степень интегрированности и идентификации личности на разных этапах ее жизнедеятельности в ближайшее социокультурное окружение. В-третьих, социальная ориентированность личности во многом складывается через систему общественных отношений, социальную структуру, социальные институты, традиции, ценности и нормы поведения окружающей среды и всего общества.
Все эти детерминанты можно подразделять на социально позитивные, дисгармоничные (дисфункциональные) и деструктивные (деформированные). В социальной сфере дезорганизация подразумевается как на уровне структурнофункционального содержания отдельных элементов и сфер общественных отношений, так и в их совокупном единстве в системе общественных отношений в целом. При этом структурная и содержательная характеристики социальных групп и социальных общностей обусловлены системой макросоциальных общественных отношений.
В социологической литературе общество, как социальная система, рассматривается в некоторых теоретико-методологических концепциях иерархического структурирования. В соответствии с решаемыми в данном диссертационном исследовании задачами мы рассмотрим два подхода: фундаменталистскую модель и модель социального организма.
Первый подход основан на признании диалектического единства и целостного общества, в котором приоритетную и доминирующую роль играет экономическая структура со сложившимся определенным образом способом производства и отношений собственности на средства производства. Этот подход