Ви є тут

Процесс тифлокомпьютеризации как фактор социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения

Автор: 
Рощина Марина Анатольевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192373
179 грн
Додати в кошик

Вміст

>1
Содержание
Введение...................................................................2
Глава 1.
Инвалид но зрению как субъект информационного обмена.....................22
1.2. Психофизиологические механизмы компенсации дефекта зрения.........22
1.2. Компенсация зрительной недостаточности в процессах
* жизнедеятельности - объективные возможности и ограничения при слепоте и
слабовидении...........................................................37
1.3. Характеристика социального положения инвалидов по зрению..........53
Глава 2. Компьютерные тифлотехнологии и предоставляемые ими возможности.................................... :........................61
2.1. Взаимодействие пользователя с нарушенным зрением с компьютером....61
2.1.1. Аппаратные и программные средства, обеспечивающие интерфейс незрячего пользователя с компьютером.................................62
2.1.2. Особенности взаимодействия незрячего пользователя с компьютером .....................................................................73
2.1.3. Организация работы на компьютере слабовидящих пользователей....82
2.2. Компенсаторные возможности компьютерных тифлотехнологий...........86
Глава 3. Организация поддержки процесса получения высшего образования лиц с глубокими нарушениями зрения на основе использования компьютерных тифлотехнологий.............................................98
I 3.1. Практика профессионального образования инвалидов..................98
3.1.1. Общая характеристика профессионального образования инвалидов. 98
3.1.2. Особенности профессионального образования инвалидов по зрению ................................................................. 103
3.2. Тифлоинформационный центр - действующая модель оказания поддержки
образовательного процесса слепых и слабовидящих студентов...........111
Глава 4. Анализ процесса внедрения компьютерных тифлотехнологий для обеспечения социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения
.......................................................................138
4.1. Проблемы внедрения компьютерных тифлотехиологий в России и пути
расширения их использования.........................................138
4.2. Отношение инвалидов по зрению к компьютерным тифлотехнологиям и
процессу тифлокомпыотеризации.......................................153
Заключение............................................................171
^ Список использованной литературы....................................179
Приложение 1. Анкета для инвалидов по зрению.........................195
2
Введение
Актуальность темы исследования
V Изменения, происходящие в последние десятилетия в гуманитарной сфере
жизни российского общества, проявляются, в числе прочего, в усилении внимания к проблемам социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика нашего государства в отношении инвалидов все более ориентируется на создание для них равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и активное включение в общественно-полезную деятельность.
В условиях глобальной информатизации общества качество жизни и социальный статус индивида во многом определяются возможностью активного участия в общественном информационном обмене - оперативного доступа к
и
необходимой информации, ее обработки и представления результатов своей информационной деятельности. Для инвалидов по зрению участие в процессе общественного информационного обмена осложняется несовпадением имеющихся у них возможностей восприятия и сложившейся общественной практики, ориентированной, в основном, на визуальные формы представления информации. Традиционные пути доступа людей с глубокими нарушениями зрения к информационным ресурсам, основанные на альтернативном материальном (звуковом на магнитных носителях или рельефно-точечном на бумаге шрифтом Брайля) представлении, требуют значительных временных и
к
материальных затрат и не могут обеспечить адекватного современному уровню развития общества удовлетворения информационных потребностей в различных сферах деятельности человека (образовательной, профессиональной и т.д.).
Эффективным средством обеспечения участия инвалидов по зрению в общественном информационном обмене могут служить компьютерные тифло-технологии, которые с помощью специальных аппаратных и программных
геризации, инвалиды по зрению считают недоступность компьютерной техники (главным образом, из-за плохого материального положения) и недостаток необходимых знаний и навыков. Большинство незрячих пользователей испытывает потребность в повышении своей квалификации и грамотной технической поддержке. На этом основании сделан вывод об актуальности расширения участия государства в процессе тифлокомпью-теризации, развития образовательных ресурсов и создания системы методического и технического сопровождения использования компьютерных тифлотехнологий.
Теоретическая и практическая значимость работы
Проведенный в работе социологический анализ информационного взаимодействия инвалидов по зрению с окружающей средой создает теоретическую основу углубленных исследований и разработки современных методик в области социальной реабилитации и интеграции этой группы населения.
Отдельные результаты исследования получены в рамках научно-технической программы Минобразования России «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» (проект «Разработка учебно-методического и программного обеспечения по обучению инвалидов по зрению возможностям использования компьютерных технологий при получении общего и профессионального образования», в котором автор был ответственным исполнителем).
Результаты исследования могут быть использованы для разработки содержания и методов социальной работы с инвалидами по зрению; государственных и региональных программ социальной и профессиональной реабилитации этой группы населения; мер по обеспечению лицам с нарушенным зрением равных возможностей доступа к информационной среде современного общества и формированию адекватного отношения к их проблемам и возможностям; учебных программ и методических материалов, соответствующих различным потребностям незрячих и слабовидящих в освоении и использова-
нии компьютерных тифлотехнологий; а также для организации методического, консультативного и технического сопровождения использования этих технологий в реабилитационных целях.
Могут быть тиражированы в других регионах РФ описанные в работе:
• действующая на базе тифлоинформационного центра ННГУ модель организации по,вдержки образовательного процесса студентов с нарушенным зрением на основе использования компьютерных тифлотехнологий;
• апробированные в ходе реализации ряда социальных проектов методики организации реабилитационной работы с незрячей учащейся молодежью.
Предложенная в диссертационном исследовании модель работы на компьютере незрячего пользователя может применяться в процессе подготовки специалистов в области внедрения и преподавания компьютерных тифлотехнологий, также эта модель вместе с разработанными на ее основе рекомендациями может служить теоретической основой для разработки соответствующих методик обучения и организации учебного процесса.
1« 1
Апробация материалов исследования.
Результаты диссертационного исследования применены при разработке основных задач и содержания деятельности тифлоинформационного центра компьютерных технологий ННГУ и составляют основу его работы по внедрению компьютерных тифлотехнологий в образовательный процесс инвалидов по зрению и реабилитационной поддержке незрячих и слабовидящих студентов.
Положения диссертационной работы использовались автором при разработке спецкурса «Социальная реабилитация инвалидов по зрению».
Результаты работы использованы автором при разработке учебной программы курса «Основы компьютерной грамотности незрячего пользователя» и учебно-методического пособия «Основные элементы управления