Ви є тут

Особенности детско-родительских коммуникативных взаимоотношений в подростковый период в современной бурятской семье : на материалах Агинского Бурятского автономного округа

Автор: 
Суборова Хандама Мункобаировна
Тип роботи: 
на материалах Агинского Бурятского автономного ок
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
184
Артикул:
192148
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования детско-родительских коммуникативных взаимоотношений в подростковый период...............................................................14
1.1. Понятие «подростковый возраст» в современной обществоведческой науке......................................................... 14
1.2. Детско-родительские коммуникативные взаимоотношения в подростковый период как объект социологического анализа........34
Глава 2. Детско-родительские взаимоотношения в бурятской семье: традиции, специфика..................................................60
2.1. Особенности коммуникативных взаимоотношений подростков и родителей в традиционной бурятской семье.............................60
2.2. Влияние гендерных различий на детско-родительские взаимоотношения
в бурятской семье..............................................87
Глава 3. Характер и тенденции изменений детско-родительских коммуникативных взаимоотношений в подростковый период в современной бурятской семье.........................................105
3.1. Состояние детско-родительских коммуникативных взаимоотношений в
подростковый период в современной бурятской семье.............105
3.2. Основные механизмы развития эффективных детско-родительских коммуникативных взаимоотношений в современной семье...........129
Заключение..........................................................146
Литература..........................................................150
Приложения..........................................................172
3
Введение
Актуальность исследования определена проблемами, связанными с нарушениями внутрисемейных отношений и как следствие подростковой девиантностью, особенно обострившимися в современной России. Они требуют содержательной оценки социального облика подростков, анализа внутрисемейного взаимоотношения подростков с родителями, равно как и выработки социальных стратегий по снижению напряжения в процессе социализации подростков. Существование радикальных явлений в подростковой культуре детерминирует развитие новых исследовательских направлений в антропологическом знании, таких как социология детства и отрочества, социология семьи.
Необходимость постановки вопроса о концептуальных основах детско-родительских отношений в подростковый период обостряется в связи с интенсивностью трансформации современного российского общества. Все процессы, происходящие в обществе, отражаются на внутрисемейных взаимоотношениях. Конфликты между подростками и родителями стали широко распространенным явлением, что свидетельствует о дисгармонии в детско-родительских коммуникативных взаимоотношениях в семье. Проблема выявления сущности, форм проявления детско-родительских коммуникативных взаимоотношений является на сегодня особенно актуальной для науки. Необходимо отметить, что исследовательский интерес к проблеме «подросток и семья» ограничивается преимущественно психолого-псдагогическими аспектами. Острота социальной проблемы определяет важность теоретического и эмпирического анализа коммуникативной сферы взаимоотношения подростков и их родителей, возможного при разработке обновленных принципов, методологических подходов и соответствующего инструментария социологического исследования.
Результаты исследования детско-родительских коммуникативных взаимоотношений в подростковый период в современной семье могут стать
Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийский психиатр Зигмунд Фрейд - не создал систематической теории юношеского возраста, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской «сексуальности эмоциональных процессов» и особенностях развития юношеской личности1. Эти идеи были в дальнейшем развиты его дочерью Анной Фрейд и многочисленными последователями.
Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще и подростково-юношеского возраста особенно был известный американский ученый Эрик Эриксон. Развитие, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: из соматического развития, изучаемого биологией, из развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и из социального развития, изучаемого общественными науками. Основной закон развития - «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста2.
В первой половине XX века в отечественной обществоведческой науке достаточно внимания уделялось подростковому и юношескому возрасту. Так, большое влияние на развитие науки в данном направлении оказали лекции Л.С. Выготского, выходившие отдельными выпусками в 1929-1931 гг. под названием «Педология подростка». Они содержали подробный обзор советской и зарубежной литературы о переходном возрасте, анализ физиологии и психологии полового созревания, типичных возрастных конфликтов, эволюции интересов, мышления, высших психических
1 См.: Фрейд 3.0 психоанализе: Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии. - М.: Изд-ео МГУ, 1980.-С. 148-183.
2 См.: Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона Н Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анциферова. - М.: Наука, 1978. - С. 212-242.
функций, воображения и творчества, динамики и структуры личности подростка1.
«Самая основная из всех особенностей переходного возраста, - писал Л.С. Выготский, - состоит в несовпадении трех точек созревания: половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования. Подросток, созревший в половом отношении настолько, что всякая разница между взрослым организмом и юношеским с этой стороны совершенно уничтожается, является еще в это время существом, которое далеко не приблизилось еще к завершению двух других процессов развития: общеорганического и социального». Л.С. Выготский графически выражает эту мысль в виде треугольника, вершинами которого и служат вышеназванные точки созревания - полового, общеорганического и социального. Он показывает также, что этот треугольник - продукт исторического, культурного развития, и существовал он не всегда, что многие проблемы, напряжения подросткового возраста и создаются наличием этих несовпадений точек созревания2.
Автором лучшей послевоенной книги по возрастной психологии является Л.И. Божович. В ее описании подросткового возраста главное внимание сосредоточено на развитии мотивационной сферы личности: определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознания и морального сознания. Решающее значение придается динамике «внутренней позиции» формирующейся личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и
' См.: Выготский Л.С. Собр. Сочинений: В б т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - С. 195-242.
2 См.: Выготский Л.С. Указ. соч. - С. 15-22.