Ви є тут

Динамика взаимодействия СМИ и аудитории : Контент-анализ российской прессы в экстремальной ситуации

Автор: 
Корсунская Мария Витальевна
Тип роботи: 
Контент-анализ российской прессы в экстремальной
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
178
Артикул:
192291
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................3
ГЛАВА 1. Модели взаимодействия СМИ и аудитории..........................24
1.1. Концепции неограниченного и опосредованного воздействия СМИ на аудиторию.......................................................... 27
1.2. Концепции взаимодействия СМИ и аудитории........................31
1.3. Альтернативные тенденции: таблоидизация и специализация СМИ.....40
1.4. Способы привлечения массовой и специализированной аудиторий.....43
1.5. Потенциал влияния аудитории на различные каналы коммуникации российского рынка....................................................49
Глава 2. Современный терроризм и тенденции освещения экстремальных событий в СМИ...........................................................58
2.1. Особенности современного терроризма и роль СМИ..................59
2.2. Сравнительный анализ СМИ, освещающих террористический акт.......65
2.3. Эффекты воздействия на аудиторию освещения терактов СМИ.........69
2.4. Негативные эффекты освещения конфликта на Северном Кавказе .....74
ГЛАВА 3. Освещение экстремальных событий в российской прессе............82
3.1. Методология исследования........................................82
3.2. Характеристики аудитории массовой и специализированной прессы...89
3.3. Жанровое и стилевое своеобразие подачи информации в массовой и
специализированной прессе при освещении террористических актов .92
3.4. Тематические приоритеты массовой и специализированной прессы при
освещении террористических актов..............................100
3.4.1. Причины террористических актов..................100
3.4.2. Рекомендации по предотвращению терактов.........104
3.4.3. Прогнозирование политических событий............109
3.4.4. Оценка операции по спасению заложников..........112
3.4.5. Образ жертв трагедии............................114
3.4.6. Образ террористов...............................116
3.4.7. Анализ прессой реакций других СМИ на теракт.....120
3.4.8. Мнение о теракте мировой общественности.........122
Заключение..........................................................124
Библиография........................................................138
Приложение..........................................................151
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Проблема взаимодействия аудитории и коммуникатора - одна из центральных проблем изучения средств массовой коммуникации. По мере технического развития средств коммуникации каждое новое средство предполагает качественно новый тип отношений между аудиторией и коммуникатором. Разнообразие каналов коммуникации увеличивает возможности СМИ влиять на аудиторию, но при этом аудитория получает больше возможностей для обратной связи. Значительное увеличение доли рекламного бюджета в финансировании СМИ привело к изменению представлений о функциях СМИ в обществе и в значительной мере способствовало тому, что аудитория стала рассматриваться не как пассивный реципиент, а как партнер коммуникации. Развитие общества в целом и трансформация СМИ как социального института также отражались на теоретических подходах к изучению взаимосвязи аудитории и СМИ.
Основные концепции, отражающие взаимодействие СМИ и аудитории, можно разделить на два основных подхода: медиацентрированный подход и социально-ориентированный1. При медиацентрированном подходе предполагается значительная автономия СМИ в обществе. При таком подходе изучается воздействие СМИ на общество, предполагается, что СМИ выступают одним из факторов изменений в обществе. К данному подходу можно отнести следующие концепции:
1) неограниченного воздействия'?, в которых предполагалось, что СМИ обладают неограниченным потенциалом воздействия на аудиторию, транслируемые образы некритически принимаются индивидами;
2) опосредованного воздействия3: воздействие СМИ опосредовано референтными группами и биографически детерминированной ситуацией индивида; 3) ограниченных эффектов воздействия: СМИ определяют
1 Me Quial P. Mc.Quial's Mass Communication Theory. 4* edition. London: Sage, 2000. P. 7.
1 Lasswcll H.D. The Structure and Function of Communication in society. The Communication of Ideas (Ed.by Bryson). N.Y., 1948. P.25.
W. Lippmann. Public opinion. New York: The Macmillan company, 1945. P. 59.
* Katz E. The Two-step Flow of Communication. In: Public Opinion Quarterly, 21,1957. P. 61-78.
4 Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.-.Мысль, 1996. С. 23-64.
3
дифференцирована по сравнению с телевидением, направленным только на массовую аудиторию;
2. чтение прессы требует большей концентрации внимания и рациональной обработки информации, выбор печатного источника не может быть случайным или фоновым, как в случае с выбором канала телевидения.
В качестве экстремальных ситуаций выбраны захваты заложников: в ДК на Дубровке (Москва, 23.10.2002г.) и в школе №1 (Беслан, 01.09.2004г.). Мы считаем, что двух выбранных экстремальных событий достаточно для сравнительного анализа взаимодействия аудитории и СМИ, поскольку рассматривая однородные социальные явления, мы выбрали события, соответствующие критерию максимальной информативности и контраста32:
1) выбранные террористические акты имели общенациональный резонанс освещения, прямо или косвенно затрагивая практически каждого человека;
2) привлекли внимание разнородной по социально-демографическому, национальному, культурному составу аудитории;
3) удерживали внимание аудитории на протяжении длительного периода, это означает, что оценки и реакции СМИ на теракт не были случайными, а выражали последовательно проводимую изданиями стратегию освещения;
4) существенным образом повлияли на текущий политический курс, проводимый правительством; во время освещения терактов на СМИ
оказывают давления политические группы интересов, использующие теракт
*
для ослабления актуального правительства, и в этом смысле анализ содержания публикаций о терактах показателен, чьи интересы выражают СМИ;
5) после освещения теракта в ДК на Дубровке существенным образом изменился контроль сообщений СМИ в освещении экстремальных ситуаций; при этом деятельность журналистов во время освещения терактов была сильно ограничена не только рамками закона, но и рекомендациями профессионального сообщества журналистов, которые в некоторых пунктах
31 Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных//Социологические исследования, 2000, Ка 10. С.92-100. Ковалев
Е.М., Штсйнбсрг И.Е. Качсствсшгые методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. СЭ17-344. Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных //Социология: 4M.1995.Ns5-б.
16
были строже, чем законодательные ограничения33; сравнение освещения двух терактов до и после принятия закона позволит выявить влияние внешних факторов на СМИ.
В работе были проанализированы также публикации по проблематике этнополитического конфликта в Чечне, международного терроризма, ислама и межнациональных отношений, опубликованные в обозначенные периоды. Расширение тематики анализируемых публикаций связано с тем, что информационные приоритеты отражают способы подачи информации в разных каналах по каждой из выбранных тем. Обозначенный временной интервал соответствует наиболее интенсивному потоку публикаций, посвященных освещению террористических актов, и позволяет сделать сравнительный анализ освещения террористических актов.
Предметом исследования является влияние характеристик аудитории канала коммуникации на способы подачи информации коммуникатором: какие общие характеристики реальности прослеживаются в материалах российской прессы о терактах, как интерпретируют захват заложников специализированные и массовые источники, какие характеристики аудитории влияют на форму и содержание коммуникации о терактах.
Гипотезы исследования:
1. Взаимодействие СМИ и аудитории опосредовано другими участниками коммуникативного процесса. На деятельность СМИ оказывают влияние государство, политические партии, рекламодатели и другие группы интересов, а также информационные потребности аудитории, результатом такого взаимодействия является передача определенного содержания определенным способом, в зависимости от того, на удовлетворение чьих интересов направлена коммуникация. Воздействие на СМИ политического, коммерческого и государственного интереса мы будем
33 Федеральным законом от 21 июля 2004 г. N 74-ФЗ в статью 205 закона «О борьбе с терроризмом», принятому Думой в конце февраля 2002г., ничего не говорилось о регламентировании деятельности СМИ, с 21 июля 2004 г. были внесены существенные изменения. Журналистам запретили самостоятельный сбор информации в зоне проведения кигтртсррористичсской операции, в условиях проведения контртеррористической операции порядок сбора и получения информации журналистами определяется представителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (ст. 8. «Право на получение информации»), вводится запрет на распространение в СМИ сведений, раскрывающих специальные средства, технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции. СМИ могут понести уголовную ответственность за распространение материалов, «оправдывающих терроризм либо прнзываюших к терроризму» (ст. 7: «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации»).