Ви є тут

Социализация детей в неполной семье : на примере Республики Северная Осетия-Алания

Автор: 
Кантемирова Галина Андреевна
Тип роботи: 
на примере Республики Северная Осетия-Алания
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
163
Артикул:
191888
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ.................................................. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ......................................................9
1.1 Основные интерпретации неполной семьи в социологии.....9
1.2.Семейная социализация: сущность, содержание, проблемы.34
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕПОЛНЫХ
СЕМЕЙ.....................................................58
2.1. Социальное самочувствие как критерий социализационного потенциала неполных семей............................................58
2.2 Особенности социализации детей в неполных семьях......87
2.3. Неполная семья в концепции социальной политики государства 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ............................................126
БИБЛИОГРАФИЯ .......................................... 130
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................140
Приложение 1. Инструмент социологического опроса (бланк анкеты для родителей, бланк анкеты для ребенка)...................140
Приложение 2. Результаты социологического опроса: сравнение мнений и оценок родителей и детей...............................155
Приложение 3. Досуг и его содержание в неполных семьях..163
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Интенсивность и динамизм современных социальных процессов в России качественно преобразили социально-структурные отношения в самых различных сферах жизнедеятельности. Состояние российской семьи как социального института напрямую связано с этими изменениями, и, несмотря на некоторые позитивные тенденции последнего времени, классифицируется как кризисное. Высокий уровень дистанцирования от брачно-семейньгх зависимостей по-прежнему сохраняется, что находит реальное отражение на состоянии здоровья, психологическом самочувствии членов семьи; дезорганизации, выражающейся в нестабильности браков, увеличении числа разводов и т.д. В 1990 году коэффициент разводимости в Республике Северная Осетия-Ллания составлял 3,8; в 2007 году - 4,2.
Сложности социализации неполной семьи находят прямое отражение на социальном самочувствии и адаптации детей. Детство трансформируется в сложный длительный процесс, характеризующийся негативными жизненными событиями. Число неполных семей в последнее время увеличивается также за счет детей, рожденных вне зарегистрированного брака. В 1990 году доля таких детей составляла 10,9% от общего числа родившихся, в настоящий период увеличилась более чем в два раза.
Значимым фактором формирования контингента неполных семей остается ухудшение уровня и качества жизни; снижение доходов и потребления продуктов питания; отказ в силу известных обстоятельств от медицинских и других услуг; высоком уровне смертности. В 1990 году коэффициент смертности в республике составил 11,2; в 2007 - 16,0.
В этих условиях существенно трансформируется процесс социализации, особенно в неполной семье, которая априори не может обеспечить выполнение всех функций в полной мере, а нестабильные социальные, экономические параметры еще более усугубляют сложившиеся негативные тенденции в России и в ее регионах.
з
противоречий социального и индивидуального не всегда происходит безболезненно. Реагируя на характерные социальные проблемы современного общества, семья адаптируется к изменяющимся внешним (социокультурным и иным) реалиям, меняя свою форму; распространение получают типы семей, в основе которых нестандартные семейные структуры.
Одной из разновидностей такого типа семей и является так называемая неполная семья, интерес к которой по ряду обстоятельств все более нарастает в последнее время в среде отечественных исследователей семьи.
В контексте сказанного считаем целесообразным привести здесь различные толкования понятия «неполная семья» в отечественной научной литературе.
Так, по мнению А. Г. Волкова, неполная семья характеризуется следующим образом: «неполная семья неполное ядро семьи. Обычно один из родителей с одним или несколькими детьми, не состоящими в браке».11 Получается таким образом, что неполная семья представляет собой семью, где внутренние отношения составляют один из родителей и ребенок/дети.
Для исследуемой нами проблемы не вполне соответствует и определение В. Н. Архангельского, у которого неполная семья - это семья с
I о
детьми, в которой нет одного или обоих родителей." По нашему мнению,
В. Н. Архангельский дает расширительное толкование данного термина: в неполной семье внутренние отношения составляют мать или отец, т. е. один из родителей и ребенок/дети. Семья, где отсутствуют оба родителя, рассматриваться в данном исследовании не может, так как это выходит за рамкн поставленных нами задач.
Определенный научный интерес представляют дефиниции рассматриваемого понятия авторами из других областей наук, поскольку проблемы неполной семьи являются предметом исследовательского интереса ученых различных направлений: педагогики, психологии, юриспруденции,
11 Волков А.Г.Се.мья - объект демографии. - М., 1986.
и Социологическая энциклопедия/ Рсдколл.: А. П. Горкин, Т. Н. Карелова, П. Д. Катульский и др. - М.: Большая Российская энциклопедия. 2000. - С. 199.
15
демографии и т. д. Однако и здесь единства по вопросу о содержательном наполнении данного понятия до сих пор нет.
Так, например, в педагогике неполная семья рассматривается как один из факторов неблагополучного воспитания. Среди трудов советских исследователей можно было бы отметить работу В. Я. Титаренко, который рассматривал неполную семью, исходя из воспитательной ущербности, а не в виде нарушения структуры семьи, как это делают другие исследователи.13
Психологи рассматривают неполную семью как форму, возникающую в результате разрушения ее привычной структуры - отец, мать и дети; здесь исследуется состояние родителей, взаимоотношения матери и/или отца с ребенком при нарушении структуры семьи. «С психологической точки зрения, - отмечает А. Б. Синельников, показателем неблагополучия является не столько доля детей, живущих в неполных семьях в данный момент, сколько число травм, пережитых ими до достижения 18 лет из-за потери одного из родителей».14
Правоведы первоначально использовали термин «одинокая мать», который впервые находим в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года, где говорится о материальной помощи многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства и учреждения так называемых «материнских» наград.15 Позже, когда общественное мнение солидаризовалось с желанием женщин родить ребенка вне брака и создать маленькую, но семью, вошло в научный оборот понятие «неполная семья», которое стало употребляться и в правительственных документах. Понятие же «одинокий отец» в литературе значительно реже распространено в силу малочисленности в составе неполных семей отцов с детьми.
Исследователи-юристы неполную семью рассматривают в качестве поставщика несовершеннолетних правонарушителей, что подтверждается данными о повышенном уровне криминогенности среди
,3Полробнсе см.: Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, - 1987. - С. 14. и Синельников А. Б. Новые тенденции структурных изменении семьи // Семья в России. >1996. - № 2.- С. 26. ° Луиякова Л. Г. О современном уровне жизни ссмсй одиноких матерей // Соц. ис. - 2001. -№ 8. - С. 86-95.
16