Ви є тут

Взаимоотношения институтов центра и субъектов федерации в современной России

Автор: 
Петухов Алексей Валентинович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192639
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Содержание
С.
3
1. Институты центра и субъектов федерации в условиях системной трансформации российского общества. 13
1.1. Понятие социального института, типология и функции социальных институтов в переходный период общественного развития. 13
1.2. Взаимоотношения институтов центра и субъектов как структурная основа российской федеративной системы. 34
2. Институционализация отношений «центр-субъект» как социально-политический процесс. 78
2.1. Оформление конституционно-правовых механизмов отношений центра и субъектов в Российской Федерации. 78
2.2. Противоречия в системе отношений «центр-субъект» в период становления федерализма. 106
(4'< 3. Модернизация отношений центра и субъектов федерации как основа
реинтеграции российской государственности. 142
3.1. Реформирование отношений «центр-субъект» в контексте социального управления на государственном уровне. 142
3.2. Создание института федеральных округов как фактор социальнотерриториальной интеграции государства. 176
Заключение 211
Список использованных источников 218
Введение
Актуальность исследования. Современное общество не может существовать без сложных социальных связей и взаимодействий. Особую роль играют взаимодействия и связи, обеспечивающие самые важные потребности индивида, социальной группы, общества в целом. Эти взаимодействия и связи институционализированы и носят устойчивый характер.
В процессе модернизации Россия на рубеже ХХ-ХХ1 столетий вступила в период перехода от тоталитаризма к демократии. Основная его сущность заключается в преобразовании тоталитарного государства с его централизованной мобилизационной системой хозяйствования в современное государство, правовое и демократическое, с развитым гражданским обществом и эффективно функционирующей рыночной экономикой. Изменения, происходящие в российском обществе за последние годы, охватили все стороны его жизнедеятельности: произошли фундаментальные перемены в экономике, политике, трансформировалась социальная структура. Это повлекло за собой и трансформацию всей системы социальных институтов. Изменились структура, функции институтов, принципы взаимоотношений социальных институтов и общества.
Разновидностью социальных институтов являются политические институты. Большинство отечественных и зарубежных социологов относят политические институты к одним из пяти основных (важнейших) социальных институтов. Каждый из них осуществляет определенный вид политической деятельности и представляет социальную общность, слой, группу, в этой сфере управления обществом. Важнейшим политическим институтом является государство, а характер взаимоотношений между институтами власти центра и образующих государство территориальных единиц является важнейшим фактором, определяющим деятельность любого государства.
Взаимоотношения центральных и местных институтов власти являются одним из основных факторов целостности и устойчивости вообще любых государственных образований. Это доказывается историческим опытом таких стран, как
семье, демократия, национализм в государстве, свобода торговли, право на труд в экономике, академическая свобода, равенство при обучении в институте образования, православие, католицизм в религии) [213, с. 149-153].
К приведенному списку институциональных признаков (элементов) социального института, по мнению А.И. Кравченко можно добавить еще несколько, которые характеризуют «не внутренне содержание института, а его внешнюю форму, то, как его воспринимает человек.
Первое свойство — объективность: институт семьи, государства, производства, образования и религии воспринимаются как огромные комплексы, существующие независимо от нашей воли и желания.
Второе свойство - обязательность, принудительность: институты не только не зависят от воли людей, но навязывают им такое поведение, которое, возможно, для многих совсем не желательно (семья принуждает детей учиться, государство принуждает служить в армии, налоговая инспекция принуждает платить налоги и т.п.).
Третье свойство социальных институтов - моральный авторитет и легитимность. Государство - это единственный институт, имеющий право применять силу на данной территории. Население не страшит, что оно наказывает преступников, но его страшат преступники, которые узурпировали у государства право применять силу. В разное время государство, семья, религия пользуются в обществе неодинаковым авторитетом. Сегодня уровень религиозности в России превышает 60%, а в годы советской власти он не достигал 15%. Если доверии к церкви резко возросло, то уважение к государству, милиции, прокуратуре, институтам предпринимательства и бизнеса у рядовых граждан резко снизилось.
Наконец, еще одно свойство института быть историчным предполагает, что за любым фундаментальным институтом скрывается многовековая истории, в течение которой они зарождались, укреплялись, трансформировались. Ведь каждый человек застает их готовыми, созданными когда-то давно и существовавшими до него; знания воплощенные в институте, аккумулировались в течение долгого времени несметным числом индивидов» [122, с. 192].
Все социальные институты обычно подразделяются на главные (их именуют также фундаментальными) и неглавными (не основные, частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты:
1. экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;
2. политический - институты власти;
3. семейный - институты регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
4. военный - институты, организующие законное наследие;
5. религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов [79, с. 142].
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. В частности, С.С. Фролов выделяет пять главных социальных институтов общества -семья, государство бизнес, образование, религия [213, с. 149-153]. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех потребностей, не так уж и много. Их всего пять, как и основных социальных институтов, и каждый из них удовлетворяет эту фундаментальную потребность.
Итак, вот эти потребности. Во-первых, потребность в воспроизводстве рода, ее удовлетворяет институт семьи и брака. Во-вторых, потребность в безопасности и социальном порядке - институт государства, политические институты. В-