Ви є тут

Особенности функционирования и развития системы социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста в современном российском регионе

Автор: 
Максимова Светлана Геннадьевна
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2006
Артикул:
192312
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические, организационно-
технологические и методические основы анализа социокультурного феномена старости и системы социального обслуживания престарелых граждан
1.1. Социологические подходы к анализу социокультурного феномена старости
1.2. Теоретико-методологические основания и эвристические
V
возможности социологического витализма в анализе системы социального обслуживания престарелых граждан в условиях агропромышленного региона России на рубеже ХХ-ХХ1 веков
1.3. Специфика социального механизма функционирования и
развития системы социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста в современном российском регионе
1.4. Методические и организационно-технологические основы
исследования функционирования и развития системы социального обслуживания престарелых граждан
Глава 2. Особенности функционирования и развития государственной системы социального обслуживания населения в условиях агропромышленного региона
2.1. Характеристика организации государственной системы социального обслуживания населения в современной России: федеральный и региональный уровень
2.2. Управление в региональной системе стационарных учреждений социального обслуживания: организация, функции, механизм осуществления
2.3. Специфика механизма управления в социальной сфере региона на примере стационарных учреждений
социального обслуживания населения старших возрастов
2.4. Особенности мотивации профессиональной деятельности
социальных работников в сфере социального
обслуживания
Глава 3. Особенности адаптации лиц пожилого и старческого возраста в современном социальном пространстве России: контекст модернизации деятельности стационарных учреждений социального обслуживания
3.1. Адаптация лиц пожилого и старческого возраста: специфика и закономерности
3.2. Особенности социального положения лиц пожилого и старческого возраста
3.3. Характеристика адаптации лиц пожилого и старческого возраста в условиях стационарных учреждений социального обслуживания
3.4. Совершенствование адаптации лиц пожилого и старческого возраста и направления модернизации деятел ьности стационарных учреждений социального обслуживания
Глава 4. Конструирование новой геронтологической реальности и аттитюды общества к старшему поколению в контексте функционирования и развития системы социального обслуживания
4.1. Стареющее общество: конструирование новой социальной реальности как основа модернизации в социальной сфере
4.2. Социально-психологический анализ аттитюдов,
35
Если последствия жизненных ошибок серьезны и непоправимы, могут появиться мрачное настроение, тоска, замыкание в себе, чувство безнадежности и т.д.» [9]. Он предполагает, что для большинства людей старость безрадостна и счастливые старики встречаются пока довольно редко. Вместе с тем пессимистические подходы к позднему периоду жизни сейчас все больше сменяются тенденцией к принятию «ограниченного», «модифицированного неооптимизма» [362].
В работах И.С. Кон, L.N. Knowles, H.A. Ross, L. Rosenmayr, E.A. Hefferin [136, 367, 373, 384, 385] подчеркивается, что необходимо учитывать не только внутриличностные процессы, но и взаимодействие пожилых людей с ближайшим социальным окружением и обществом в целом. L. Rosenmayer [384] предлагает свою модель старения - «обмена», или «ассимиляции и отдачи», синтезируя некоторые позитивные положения теорий пассивности и активности. Ассимиляция включает в себя наряду с получением прямой помощи процессы обучения, познания, оценки и контроля опыта. Источниками ассимиляции могут быть разные виды поддержки: материальная (деньги, питание, жилище); психологическая (любовь, одобрение, уважение); социальная (участие в группе, услуги организаций здраво-охранения и социальное обеспечение); культурная (музыка, живопись, литература).
Отдача состоит в производстве индивидами материальных продуктов, осуществлении обслуживания, решении межличностных проблем, создании новых социальных и культурных ситуаций и конструктов. Ассимиляция и отдача образуют дихотомию - процесс обмена. Их равновесие очень важно для самовосприятия индивида и для оценки его статуса окружающими. В пожилом возрасте преобладает ассимиляция.
Если баланс между тем, что пожилой человек получает от своего окружения, и тем, что он ему отдает, достигается, старость может быть активным периодом жизни. Степень материальной, психологической, социальной поддержки пожилых людей со стороны среды и соответственно их отдача в разных общественных условиях неодинаковы. Поэтому оценка
36
возможностей активного образа жизни определяется в первую очередь положением людей в конкретной обстановке.
И пессимизм, и ограниченный оптимизм многих моделей старения не случайны, что показывает и сознательно или невольно обосновывает теоретически то неблагоприятное положение, в котором находятся люди старшего поколения. Поэтому особое внимание в последнее время, как в российской, так и зарубежной геронтологии уделяется проблеме социальной адаптации престарелых людей, под которой понимается «то, как они, получив в силу своего возраста новые качества, приспосабливаются к обществу и как общество приспосабливает пожилых и престарелых людей к себе» [87].
Плюрализм теорий и концепций следует рассматривать как отражение сложности процесса познания старости как объективной реальности, а сами существующие взгляды - как дополняющие друг друга.
Кроме того, рассматривая позиции вышеотмеченных теоретических направлений, полностью или частично посвященных изучению проблем старения или пожилого возраста, позволяет сделать вывод о том, что в них не существует единообразия в подходах к пониманию закономерного процесса старения человека. Существуют различные точки зрения и на взаимоотношения стареющего человека и общества. Все теоретические подходы к проблемам старения и перехода в разряд пожилых, как считает Козлов A.A. (1999) можно разделить на две основные группы в соответствии с ответом на следующий вопрос: нужна ли преемственность поколений или люди, вступающие в стадию старости, автоматически ставятся за грань социума, превращаясь в вымирающий маргинальный слой. От ответа на этот вопрос в значительной степени зависят и направления социальной политики, а также и самой социальной работы, как в теоретическом, так и практическом планах. Актуальными вопросы старения становятся и в рамках «нравственных завоеваний», учитывая взятие человеческим обществом курса на гуманизацию отношений [133].
Однако характерной особенностью теоретических подходов к проблемам