ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение стр. 4-17
1 глава.
Социальное функционирование телевидения в США, Западной Европе и России.
-4Щ>. - 79
1.1. Функционирование массовых коммуникаций в обществе: теоретические подходы и нормативные модели.
стр. 18 - 31
1.2. Коммерческое, общественное и государственное телевидение: принципы организации, функции, цели вещания.
стр. 32 - 58
1.3. Проблемы коммерциализации и дерегуляции телевещания.
стр. 59 - 79
2 глава.
Регулирование телевещания как механизм согласования интересов телевидения, государства и общества.
стр. 80 -139
2.1. Традиции и опыт регулирования телевещания в Западной Европе.
стр. 81-98
2.2. Эволюция системы регулирования телевидения в США
стр. 99 - 115
2.3. Построение системы регулирования телевещания в России: проблемы и перспективы. * I ( стрХТЦ^-139.
Заключение. стр. 140- 153.
Литература стр. 154 -
2
Введение. Телевидение в современном обществе стало одним из ключевых инструментов влияния на социокультурные процессы и общественное сознание. Телевидение оказывает огромное воздействие на формирование и развитие системы духовных ценностей, общественных интересов, норм деятельности и образа жизни, моды и стандартов потребления.
В этой связи одновременно с появлением телевидения возникла потребность в создании системы управления и регулирования телевещания, и постепенно общество, правительство и представители крупного капитала во всех странах осознали необходимость более или менее значительного участия государства в социальном функционировании телевидения.
Проблемы взаимодействия телевидения, государства и общества, принципов, целей и пределов государственного вмешательства в функционирование ТВ через систему регулирования, особенно актуальны в современной России. Существовавшая в СССР система отношений между телевидением и обществом, жестко регулируемая государством, распалась, а новая находится в стадии становления. После распада СССР, изменений в политической и общественной жизни, начала рыночных реформ в экономике, преобразования государственной, правовой системы, общественных институтов и либерализации СМИ, доступ к телевидению получили различные, зачастую противоположные по своей идеологии и стратегическим интересам, силы и группы влияния. Это учредители и фактические собственники СМИ, реализующие и лоббирующие, наряду с коммерческой задачей увеличения численности аудитории, свои политические интересы. Это государство, призванное представлять общенациональные интересы. Это транснациональные корпорации - крупнейшие рекламодатели, способные заплатить каналам сотни миллионов долларов за лучшее эфирное время и создание передач, служащих хорошим фоном для рекламы их продукции, и формирующие нормы образа жизни в целях моделирования потребительского поведения для продвижения соответствующих товаров и освоения российских рынков. Это, наконец, известные политические деятели, а также разнообразные
функции общественного сектора, автор пришел к выводу о кризисе общественного сектора в теории и на практике, следствием чего в телевизионной сфере стало изменение отношений собственности на частоты и каналы вещания, доминирование частных интересов над общественными.
• определены основные проблемы формирования системы регулирования телевещания в России, а именно: сильное влияние на телеканалы со стороны исполнительной власти, невозможность согласовать интересы экономических и политических элит в процессе законотворчества в силу политической и предвыборной борьбы, конфликт взглядов разных групп законодателей на пределы распространения государственного регулирования (на все телевизионное пространство или только на государственные телеканалы), доминирование де факто элементов американской модели регулирования 80-х годов (превалирование интересов частного капитала, формирование прав частной собственности) при продолжающихся попытках опереться в процессе законотворчества на опыт Западной Европы.
• определены направления использования опыта Западной Европы и США для совершенствования подхода к регулированию телевещания в России, а именно: создание общественных советов, не подчиненных напрямую ни одной из ветвей власти, для контроля за деятельностью телеканалов, упорядочение системы лицензирования, распространение регулирования на все телерадиополе независимо от формы собственности теле или радиокомпании, разработка нормативов, действующих для всех вещателей, связанных с защитой свободы слова и сбалансированного информирования общества о всех значимых проблемах, защите нравственного и психического здоровья нации.
Практическая значимость работы состоит в выявлении возможностей использования опыта западных стран для оптимизации подходов и критериев регулирования телевещания, что может быть использовано в российском законотворческом процессе.
Апробация работы.
Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры социологии культуры, образования и воспитания социологического факультета МГУ в октябре 1999 года. Основные положения исследования докладывались и получили положительный отзыв на международных конференциях в Университете г. Кемниц (Германия), Эберхард-Карлс Университете (Тюбинген, Германия), на ежегодных Ломоносовских чтениях в МГУ, изложены в публикациях автора.
- Київ+380960830922