Ви є тут

Преобразование информационной системы государственного управления на основе концепции электронного правительства : Социологический анализ

Автор: 
Туровец Василий Васильевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
276408
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................. .......3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ ...................... 16
1.1. Информационная система государственного управления как основа коммуникаций государственной власти и общества...........16
1.2. Мегатренды постиндустриальной эпохи...................38
1.3. Трансформация информационной системы государственного управления в условиях глобального информационного пространства........57
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ «ЭЛЕКТРОННОГО П РАВИТЕЛ ЬСТВА».............................. .. 90
2.1. Социокоммуникативныс аспекты информатизации системы государственного
управления........................................................90
2.2. Социально-политические аспекты реализации концепции «электронного
правительства»...................................................109
23. Анализ предпосылок и процесса внедрения системы электронного правительства в России.........................................130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................. 157
з
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Последние десятилетия XX века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную и политическую реальность. Речь идет об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшем в результате бурного развития электроники.
Начиная с середины 60-х годов, социологами и социальными философами активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как постиндустриальное или информационное общество, главным отличающим критерием которого является определяющая роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей. Современную информационную революцию связывают с появлением новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), основанных на объединении традиционных средств массовой информации (СМИ) (печатных, звуковых, телевизионных, включая эфирное, кабельное, спутниковое вещание) и компьютерных систем передачи массовой информации по телекоммуникационным сетям. Процесс постоянного развития и распространения в глобальном масштабе ИКТ, имеющий краткосрочные и долгосрочные, подчас непредсказуемые последствия, можно назвать процессом «глобальной информатизации». Информатизация определяется как новый этап в развитии производительных сил, при котором обмен информацией, ее оперативная обработка и эффективное применение являются определяющими условиями всестороннего развития общества1.
1 Белов В.Г. Парадигма информационного общества и становление информационного права // Право и информатизация общества: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Бачило И.Л. М.: ИНИОН РАН, 2002. С.36.
16
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Информационная система государственного управления как основа коммуникаций государственной власти и общества
Государственное управление является одним из видов социального управления, имеющим решающее значение для общества в целом. Во многом система государственного управления в обществе является производной от формы государственного устройства и политической системы. Но оно имеет и самостоятельное значение. С одной стороны, с помощью системы управления власть реализует свои распорядительно-разрешительные функции, направленные на исполнение законов, других нормативных актов, политических решений. Властные отношения здесь базируются на распоряжении и подчинении вплоть до принудительного исполнения, т.е. без учета интересов управляемых объектов. С другой стороны, управление служит особым видом творческой деятельности, имеет целью развитие, инновации, стремится к упорядочиванию, безопасности, целостности39.
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей40.
Государственное управление как социальный феномен обладает следующими свойствами:
39См. Пикулькин A.B. Ситема государствнною управления. М.: «Юнитн», 2000. С. 400.
*°См. Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. М.: «Экономика», 2000. С. 297.
17
• В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.
• Государственное управление распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики.
Анализ современных теорий государственного управления позволяет выделить три логические схемы, посредством которых раскрываются различные аспекты системы государственного управления.
Прежде всего, имеется в виду взаимосвязь субъекта государственного управления (государства) с управляемой общественной системой (управляемыми объектами). Однозначно можно сказать, что субъект государственного управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов, и только в совокупности они могут образовывать систему государственного управления, которая охватывает:
а) организацию и функционирование субъекта управления -управляющую систему;
б) структуру взаимосвязей управляющей системы с общественной системой - управляемыми объектами;
в) компоненты общественной системы или их отдельные проявления, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой системы и непосредственно воспринимают государственно-управляющие воздействия либо участвуют в их формировании.
Объем и содержание такой системы определяется характером взаимосвязей между субъектом и объектами государственного управления. Систему субъектно-объектных зависимостей можно трактовать в широком и узком смысле. В широком смысле: субъект управления (государство как управляющая подсистема) - взаимодействие (подсистема прямых и обратных связей) - общественная система (подсистема компонентов общества,