ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Социальный анализ рискованного сексуального
поведения 18
1.1 Междисциплинарный подход к проблему ВИЧ/СПИД 18
1.2 Социокультурная регуляция сексуальной жизни 26
1.3 Социальная структуризация и динамика изменения
уровня сексуального риска 33
1.4 Рискованное сексуальное поведение и проблема СПИД 45
1.5 Половое воспитание и образование как факторы
формирования поведенческих установок подростков 54
1.6 Социальная профилактика СПИД за рубежом
(на примере Германии) 66
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование социальных и психологических детерминант рискованного сексуального поведения 81
2.1 11роблемная ситуация и проблемное поле 81
2.2 Исследовательские гипотезы 89
2.3 Методы исследования 96
2.4 Структура и основные этапы исследования 108
2.5 Обобщенные результаты исследования 116
ГЛАВА 3. Разработка технологий социальной диагностики и профилактики рискованного сексуального поведения 129
3.1 Сексуальное поведение: норма, девиация и
маргинальность 132
3.2 Оценка и анализ контекстных внутренних и внешних
переменных - показателей, характеризующих поведение 134
3.2.1 Оценка степени риска сексуального поведения 134
3.2.2 Типологизация сексуального риска 137
3.2.3 Анализ мотивов личного приятия / неприятия безопасного
секса 139
3 .3 Профилактическое вмешательство с целью снижения
уровня рискованности сексуального поведения личности 141
3.3.1 Комплекс воспитательно-образовательных мер,
направленных на изменение поведения 142
3.3.2 Рекомендации по внедрению методик профилактического
воздействия на рискованное сексуальное поведение 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 162
ПРИЛОЖЕНИЯ 172
1 Вопросники эмпирического исследования 172
1.1 Анкета опроса жителей Санкт-Петербурга 172
1.2 Анкета опроса школьников 176
1.3 Анкета опроса студентов 184
1.4 Унифицированная анкета 192
1.5 План глубинного интервью с гомосексуалами 197
2 Задание для машинной обработки первичных данных 202
3 Программа курса лекций по половому просвещению
подростков 203
4 Справка о внедрении методики первичной
профилактики рискованного сексуального поведения 205
20
кто уже инфицирован - всем следует вместе принять вызов и разделить ответственность за «ВИЧ-статус».
В нашей стране особую остроту эта проблема приобрела в начале 90-х годов. В данный период произошло падение так называемого «железного занавеса», резко возрос уровень международного обмена (туризм, деловые контакты, обмен школьников и студентов, частные поездки). Картина же распространения СПИД в целом такова, что в ряде стран Запада количество ВИЧ-инфицированных и даже больных СПИД измеряется десятками и, даже, сотнями тысяч. Это объясняется тем, что период самого бурного распространения эпидемии не был вовремя спрогнозирован, как и не была спрогнозирована модель с соответствующими фазами развития и распространения эпидемии, и, таким образом, не было разработано эффективных социальных превентивных программ по ее предотвращению.
В восточно-европейских странах (за исключением Румынии) и в республиках бывшего СССР наблюдается крайне незначительное, по сравнению с западными показателями, количество больных и инфицированных. Основной причиной таких, на первый взгляд, позитивных показателей, являлась относительная закрытость этих обществ до начала 90-х годов, вплоть до окончания периода холодной войны. Кроме того, ко времени падения «железного занавеса» темпы распространения эпидемии СПИД, в общемировом масштабе, шаг за шагом начали снижаться. Таким образом, восточноевропейские общества получили уник&зьную возможность избежать массовости эпидемии вплоть до ее локализации и полного замораживания.
Тем не менее, на примере стран бывшего СНГ мировое сообщество вновь имеет возможность увидеть, к чему приводит отсутствие или неспособность реализации как национальной, так и региональных стратегий превенции ВИЧ. Здесь проблема, по-прежнему, ассоциируется в
21
плане распространения с так называемыми группами риска, а в плане борьбы - с медициной. При этом количество венерических заболеваний в России за 7 последних лет увеличилось в 60 раз, а средний возраст заразившихся резко понизился. Можно констатировать, что молодое поколение в нашем обществе осталось один на один с данными проблемами. Не решаются проблемы формирования сексуальной культуры личности: ориентации личности на здоровый образ жизни, на постоянное партнерство; осознания ответственности как за свое здоровье, так и за здоровье партнера. Ограничена доступность презервативов (не везде можно купить, высокий уровень цен и т. п.). Существует также целый ряд более приватных проблем, также требующих неотложного решения, но не сформулирован социальный механизм, который описывал бы решение той или иной проблемы, имеющей отношение как к профилактике ВИЧ и ЗППП, так и к идентификации ВИЧ-инфицированных на ранней стадии, а также их адаптации к новой для них социальной роли. Социальная технология, которая будет изложена в данной работе, призвана, по возможности, восполнить указанный пробел.
Когда вирус, пути его передачи, и таким образом, эпидемиологическая и социальная структура распространения ВИЧ стали принимать более или менее ясные очертания, было еще не достаточно ясно, будут ли социальные исследования по СПИД должным образом представлены в современных публикациях. Это главным образом зависело от решений, основанных на политической и социальной доктрине в борьбе со СПИД. В настоящее время имеют место две лидирующие альтернативы. Дифференциация исходит из постановки следующих вопросов:
- Каким образом и как быстро и полно мы идентифицируем ВИЧ-инфицированных?
- Каким образом минимизируется риск дальнейшей передачи инфекции?
- Київ+380960830922