2
Оглавление
Введение........................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной мобильности молодежи....................... 16
1.1 Социологические подходы к исследованию процессов профессиональной мобильности................................ 16
1.2 Система высшего образования как фактор формирования социально-профессиональной структуры
общества................................................................. 38
Глава 2. Инновационное развитие высшей школы как условие формирования социально-профессиональной структуры общества................................................ 51
2.1 Анализ инновационных процессов в высшей школе 51
2.2 Развитие инновационной инфраструктуры высшей
школы.................................................................... 75
Глава 3. Особенности профессиональной мобильности молодежи в условиях формирования инновационного потенциала высшей школы (на примере Иркутской области).... 88
3.1 Процессы профессиональной мобильности молодежи (социологический анализ).................................... 88
3.2 Доступность информационных технологий как средства профессиональной мобильности молодежи............. 100
Заключение......................................................... 124
Библиографический список........................................... 129
Приложения......................................................... 146
3
Введение
Актуальность темы исследования определяется инновационностью развития современной высшей школы и ее влиянием на процессы профессиональной мобильности молодежи.
Процессы социально-профессиональной мобильности являются отражением степени социального неравенства в обществе, определяемого объективными и субъективными факторами социальных возможностей людей. В этих условиях институт образования представляется практически единственно доступным каналом социально-профессиональной мобильности молодежи в современном обществе.
Социально-профессиональную мобильность можно рассматривать как феномен, в котором взаимодействуют деятельностный характер социальных субъектов и структурные детерминанты действия. Постижение логики социально-профессиональной мобильности необходимо, когда социальная организация общества приходит в движение, изменяя пространство социальных координат, при этом на смену одним социальным субъектам приходят другие.
Особенности проявления профессиональной мобильности молодежи на изменяющемся рынке труда выражаются системой требований, предъявляемых к высшей школе обществом с целью повышения уровня и скорости профессиональной мобильности, и требований рынка труда к качеству подготовки специалистов. Среди качественных показателей профессиональной мобильности выделяется уровень владения компьютерными коммуникациями, который закладывается и формируется в основном в рамках системы образования. Информатизация образования как средства обеспечения социально-профессиональной мобильности молодежи реализуется в рамках формирования социальнопрофессиональной структуры на уровне региона и выступает как одно из условий социальной и экономической стабильности.
18
институциональному подходу, истоки которого можно выделить в работах М. Вебера и П. Сорокина, любой специализированный вид деятельности «для приобретения статуса профессии проходит процесс институционализации, ... в результате которого формируются профессиональные общности» [138, с. 50]. При использовании институционального подхода профессиональные общности в дальнейшем становятся объектами социологического анализа, изучаются процессы профессиональной социализации и идентификации, профессиональной мобильности, профессиональных ценностей и их влияние на образ жизни индивидов и профессиональных групп. Рассматриваются процессы появления новых профессиональных общностей и трансформации старых.
При изучении профессиональной составляющей социальной структуры используется деятельностный подход, который также можно назвать личностно-квалификациошгым [138, с. 49]. Согласно этому подходу профессия рассматривается как особый вид деятельности человека, обеспечивающий ему постоянный доход, при этом к человеку со стороны рынка труда предъявляются определенные требования, касающиеся уровня знаний, умений, навыков, квалификации, и ряд других. Рынок труда выступает регулятором производственных отношений и профессиональной стратификации в целом. Можно говорить о формировании определенной системы требований, предъявляемых к носителям профессии, в соответствии с этим и о формировании классификаций по отдельным признакам профессиональных групп (демографическим, возрастным, квалификационным).
Социологический подход к изучению феномена профессии традиционно выделяет ее как один из факторов социальной стратификации в обществе (М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Дэвис, У. Мур, П. Сорокин, Т.Парсонс и др.). Являясь одним из объективных оснований для социальной дифференциации, профессиональная составляющая
19
определяет иерархическое неравенство в обществе. В современном обществе профессия влияет не только на престиж, доход и власть, которые могут оказаться в руках профессионала или группы, принадлежащей к одному роду занятий, но и на особенности поведения человека, ценности, жизненные ориентации, социальную роль. Это подтверждается эмпирическими данными, например при изучении социальной и личностной идентификации индивидов, где профессия выступает одним из главных ее объектов [126].
Основы этого подхода отражены также в трудах Дональда Дж. Треймана (обследования 1956 г., 1977 г.), где профессия рассматривается как один из стратификационных факторов [164, с. 49]. Его теория престижности профессий - эго попытка ответить на вопрос: почему оценки престижа профессий схожи. В результате исследования ученый пришел к выводу о том, что в обществе существует примерно одинаковое распределение труда, так как основные потребности людей одинаковы. При этом в условиях специализированного разделения труда привилегии сосредоточиваются в руках небольшого числа людей (власть, деньги, собственность), а соответственно, связанные с получением этих привилегий профессии, считаются престижными во всех обществах [69, с. 15]. Стратификациошплй подход рассматривает профессии как иерархически расположенные друг к другу. Процессу стратификации профессии в обществе, то есть обретению ею определенного статуса, способствует множество факторов. Статус профессии в обществе зависит от престижности профессиональной сферы, оплаты данного вида труда, режима работы, востребованности на рынке труда, уровня образовательных требований, способностей.
Все эти подхода одинаково актуальны при социологическом изучении профессии как фактора формировании социальной структуры общества и источника профессиональной и социальной мобильности, как механизма
- Київ+380960830922