Ви є тут

Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора

Автор: 
Волокитина Анастасия Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304011
179 грн
Додати в кошик

Вміст

* • * . ' ' • • •
I , .
| СОДЕРЖА1ШЕ
| ВВЕДЕНИЕ................................................. 3
> ’ , ,
ГЛАВА I. ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ КАК ПРЕДМЕТ
? СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
\ * . ’•
§ Ы.Сущность жизненной стратегии как социального явления.15-
§ 1.2.Социально-групповые особенности жизненных стратегий
молодежи..................................... ..........48;
§ 1.3. Изменение жизненных стратегий молодежи в условиях социальной неопределенности трансформирующегося
общества.............................................. 57
ГЛАВА И; ДИАЛЕКТИКА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА МОЛОДЕЖИ § 2.1. Профессиональный выбор как форма самоопределения и
детерминант жизненных стратегий ............... ........77
§ 2.2.0собенности профессионального выбора молодежи в современных
условиях............................................. 90
§ 2.3.Противоречия жизненных стратегий молодежи в ситуации л выбора...................................................105
* ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................ .123
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................129
ПРИЛОЖЕНИЕ ........................................ 139
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Проблема формирования и реализации жизненных стратегий молодежи входит в круг тем, представляющих научный интерес как для анализа этой социально-демографической группы, так и для понимания дальнейших перспектив развития всего общества. Либерализация и отказ от унифицированных моделей развития молодежи, ее интеграции в общество повлекли изменения в способах самоопределения и самореализации молодых людей в различных сферах жизнедеятельности. Снижение институционального влияния, расширение пространства- для самостоятельного конструирования биографий в связи с появлением большего- числа альтернатив развития, ставит молодежь перед необходимостью самостоятельного выбора жизненных ориентиров и путей их*реализации. Это усиливает значение субъектного начала молодежи в планировании и организации своей жизни и актуализирует необходимость вырабатывать собственные жизненные стратегии.
В разные периоды общественного развития механизм формирования и
реализации жизненных стратегий^ проявляется не одинаково. В условиях
относительной устойчивости общественных структур в силу
предсказуемости линейных процессов развития жизненные стратегии носят
линейный характер, отражая преемственность и устойчивость процесса
жизнедеятельности. Напротив, периоды, кризисов и общественных
трансформаций, а также объективные изменения, характерные для эпохи
постмодернизма, связанные с ускорением общественных процессов,
нелинейностью и непредсказуемостью быстро меняющихся жизненных
ситуаций, существенно изменяют механизм их формирования и реализации.
Высокая доля случайных факторов и эскалация риска на институциональном
уровне снижает предсказуемость индивидуальных выборов и решений. Это
порождает многочисленные противоречия в жизненных стратегиях
3
представлений о смысложизненных целях и средствах их достижения регулируют профессиональный выбор. С другой стороны, сам выбор как особая ситуация, связанная с риском, повышенной тревожностью по поводу возможной ошибки и неудачного старта способен изменять направленность жизненных стратегий молодежи в профессиональной сфере. Изменения профессионального выбора молодежью в современных условиях связаны с появлением новых форм рациональности в виде прагматизации.
5. Выделяются следующие типы жизненных стратегий молодежи в условиях профессионального выбора. Стратегии, связанные с ценностными установками (традиционные/современные,
терминальные /инструментальные); формой проявления социальной субъектности (активная/пассивная); конкретными условиями жизнедеятельности (наличие/отсутствие выбора, материальная обеспеченность/необеспеченность; условиями
определенности/неопределенности); ориентациями на
стабильность/риск; стихийными/сознательными регуляторами выбора.
6. В' условиях профессионального выбора в жизненных стратегиях
молодежи выявляются внутренние противоречия. Во-первых, между
терминальным и инструментальным, что отражается в столкновении
инструментальных ценностей выживания, материального достатка и
востребованности будущей профессии, с одной стороны и
аутотелических ' ценностей самовыражения посредством
профессиональной деятельности, с другой. Источником этого
противоречия являются институциональные дисфункции и, как
следствие неопределенность перспектив профессионального будущего.
В-вторых, противоречия между традиционными и современными
ценностными установками, возникающие под влиянием факторов
объективного и субъективного риска в сочетании с материальными
13
условиями жизнедеятельности различных групп молодежи. Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и результаты могут использоваться в учебных курсах «Общая социология» и «Социология молодежи», а также государственными органами, комитетами, общественными организациями, государственными и негосударственными вузами при выработке и прогнозировании ситуации поведения на рынке труда молодежи. Они также могут найти применение в кадровых агентствах. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут использоваться для расширения предметного поля социологии молодежи и социологии1 образования; для* дальнейшей- разработки концептуальных и теоретико-методологических положений анализа изменений жизненных стратегий молодежи.
Апробация> работы. Основные выводы и положения- диссертации отражены в пяти опубликованных статьях общим объемом 1,7 пл., а также в докладах на конференциях. Результаты исследования представлены и обсуждены в выступлениях автора на- конференциях: научных конференциях аспирантов Московского гуманитарного университета (2007, 2008),
международной научно-практической конференции «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения- (Санкт-Петербург, 2008г.), III Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2008), VI, VII Международных научных конференциях «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2009, 2010). ^
Положения и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры социологии Московского гуманитарного университета.
Структура диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
14