Бурьянов, Олег Викторович
Безопасность общества (Социально-структурный и институциональный процессы) [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 - М.: РГБ,
2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
Социальная структура, социальные институты и процессы
Полный текст:
ІіВДр: / /сіібб . гэ1. ги/сіізз/02/0290/020290017 .рсі£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Бурьянов, Олег Викторович
Безопасность общества (Социально-структурный и институциональный процессы)
Новочеркасск 1999
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
71-280024 <2368x3484x2 М)
24
мократические страны и на Западе, и на Востоке, а также те государства, которые идут по пути нормального индустриального развития. И союз с ними никак не будет означать растворения России в неких аморфных «интересах Запада». Напротив, весь опыт отношений этих стран между собой показывает, что в новых условиях, при растущей взаимозависимости именно такие «отношения соразвития» открывают уникальные возможности для обеспечения интересов каждой из них. Могут быть и противоречия, и резкие столкновения интересов, но результат таков: при всех трудностях это стабильные и в обшем процветающие страны.16
Разумеется, тесные отношения с другими странами не означают отсутствия «индивидуальных» направлений активной внешнеполитической деятельности России. Для нас, например, отношения с Китаем и Индией также являются очень важными. Но здесь есть свои тонкости, например, стратегический союз с Китаем грозит в ближайшее время превращением России в его младшего партнёра. Поэтому лишь участие России в «сообществе соразвития» сможет вывести отношения с Китаем на оптимальный уровень.
Нельзя, видимо, ставить и вопрос: что для нас важнее - отношения с Европой или США? Здесь, по всей видимости, нужно употреблять не «или», а «и» - важно сотрудничать и с Европой, и с США. Европа - наш сосед, экономические связи с ней, как было показано, весьма развиты; столь важные для нас Восточная Европа и Европейская часть бывшего СССР также находятся в сфере наших общих интересов Но США - это единственная страна, с которой мы по чисто объективным причинам можем либо сотрудничать, либо соперничать буквально во всех тех регионах, где сосредоточены наши интересы. Хотя мы, к счастью, и перестали быть страной, стремящейся осуществлять равное с США глобальное присутствие, нас, и тоже к счастью, невозможно считать региональной державой. Мы сейчас где-то «между». И сотрудничество с США необходимо, если иметь в виду не только европейские, но и азиатские интересы России и на Дальнем Востоке, и в Центральной Азии и т.д.17
Для того, чтобы Россия могла успешно осуществлять свою внешнеэкономическую политику, чтобы она имела какую-то перспективу, чтобы повысить свой статус, вырасти из
16 Благоволин С. Геостратегические и внешнеполитические приоритеты России // Вопросы экономики. 1994. №2. С. 18-19.
17 Там же. С.20.
71-280025 <2368x3484x2 М)
25
образа лишь европейского «сырьевого придатка», необходимо поднимать производство, стимулировать предпринимательство. Это будет на 100% отвечать национальным интересам страны. Поддержка и защита отечественного предпринимательства, земледелия, промышленности и торговли независимо от форм и типов хозяйствования, а также от сословных, цеховых и иных групповых интересов была главной составляющей национальногосударственных интересов. Если обратиться к истории России, то мы увидим, как красной нитью через неё проходит политика защиты и поддержки производителей и торговцев. Эта линия чётко просматривается со времён становления торгового пути «из варяг в греки» и реализуется усилиями Новгорода, Твери и Москвы, через создание по указу Василия III Васильурской (Макариевской, позже Нижегородской) ярмарки, через меры Петра I по развитию мануфактур и открытию для России морских путей, наконец, через всю последующую российскую историю, помнящую реформы С. Витте и П. Столыпина, НЭП и индустриализацию, и ещё многое другое.18
Налоговые реформы и охрана купеческих караванов от разбоя, строительство железных дорог и даже войны, обеспечивающие освоение богатых природных ресурсов и выход на морские просторы - всё это, независимо от чисто внешней мотивации, диктовалось в конечном счёте экономическими детерминантами национально-государственных интересов. Всё это применимо к современной ситуации в том смысле, что все действия властей, их стратегические решения, различного рода программы должны оцениваться не на основе эмоций и субъективных привязанностей, а строго выверяться с точки зрения их соответствия национально-государственным интересам.
Принцип поддержки и защиты отечественного предпринимательства вовсе не означает курса на изоляцию от мирового хозяйства. Он лишь предполагает разумное, поэтапное движение к открытости экономики, не допускающее нанесения ущерба национальногосударственным интересам страны и предусматривающее разумное использование протекционизма Через это прошли все страны, являющиеся сегодня высокоразвитыми. Конкретная направленность национально-государственных интересов, ровно как и механизмы их реализации, не могут не меняться, но их связь с поддержкой и защитой отечественного предпринимательства, производства и обмена, науки и образования - всегда устойчива.
18 Абалкин Л. О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики. 1994. №2. С.7-8.
- Київ+380960830922