2
Оглавление
Стр.
Введение 3
Раздел 1* Теоретико-методологические основании 13 исследования поведения государственного служащего в электоральной ситуации.
Раздел 2. Социологический анализ реального поведения 68 государственного служащего в электоральной ситуации.
Раздел 3. Модель должного поведения государственного 104 служащего в электоральной ситуации.
Заключение. 125
Список использованных источников и литерату ры 128
Приложение
141
3
Введение.
Актуальность проблемы исследования. Развитие и упрочение демократических институтов способствовало вовлечению миллионов граждан России в общественно-политическую деятельность. Наиболее масштабным явлением гражданской активности стало участие населения в выборах - самой доступной и распространенной форме участия граждан в принятии решений, затрагивающих интересы общества.
Сегодня становится все более очевидным, что ход и результаты выборов зависят не только от активности и волеизъявления электората, но и от людей, непосредственно участвующих в проведении выборов, в обеспечении всех необходимых процедур избирательного процесса, и, прежде всего - от государственных служащих.
Данная проблема возникает, прежде всего, из-за того, что государственные служащие в силу специфики своей деятельности наделены властными полномочиями, посредством которых они могут существенно повлиять на ход и результаты избирательного процесса. В то же время не существует достаточно действенных правовых механизмов предотвращения вмешательства государственных служащих в выборы в органы государственной власти. Как показывает практика и специальные социологические исследования недостаточно высоки и нравственные качества определенной части государственных служащих. В этих условиях особо возрастает значимость и роль морали и права как основных регуляторов поведения государственного служащего в электоральной ситуации.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена: повышением роли государственных
14
морально-психологического климата на рабочем месте и условий для
ю
самореализации каждого из них .
Однако правовые нормы, регулирующие эту совокупность отношений, затрагивают лишь основные процедуры и операции деятельности государственного служащего. Вне пределов их регламентирующего действия остается бесконечная гамма ситуаций, коллизий, не поддающихся правовой оценке ввиду отсутствия соответствующих нормативно-правовых актов или их устаревания. Отсюда возникает необходимость компенсировать эти недостатки норм права другими механизмами социальной регуляции, что объясняет интерес диссертанта и к этической стороне поведения государственного служащего.
Поведение человека вообще, и государственного служащего в частности, регулируется двумя видами норм - правовыми и этическими. Право и мораль - дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный характер. В реальной действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга. В настоящее же время, как говорилось уже выше, правовые нормы не полностью покрывают электоральное поле, то есть существуют возможности вмешательства государственного служащего в избирательный процесс. Таким образом, при недостаточности правовых норм, их несовершенстве, особое значение в поведении государственного служащего приобретает регулирование этическими нормами.
Опираясь на данные соображения, мы вводим понятие «этикоправовое поведение», которое позволяет выявить глубинные смыслы и особенности поведения государственного служащего в электоральной
]0 Шувалова H.H. Цтика и этикет деловых отношений. /Управление персоналом государственной службы: Уч.-метод. пособие. - М., 1997. с.307.
1э
ситуации. Мы полагаем, что рассмотрение проблемы этико-правового поведения государственного служащего в электоральной ситуации невозможно, во-первых, без анализа вопроса взаимоотношения морали и права, во-вторых, рассмотрения сущности выборов как основного способа институциализации власти, в-третьих, без рассмотрения основных правовых и моральных норм поведения государственного служащего в электоральной ситуации.
Мораль (от лат. moralis - нравственный, mores -обычаи, нравы, поведение) - это один из основных способов нормативной регуляции поведения человека в обществе в исторически конкретных условиях, основанной на выборе личностью добра и зла; а также особый вид общественных отношений1 *.
Право - это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества; императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества12.
Осмысление права в его взаимосвязи с моралью — одна из самых давних традиций истории общественной мысли. В ее основе лежат представления об универсальной значимости права как системы справедливых установлений, создающих условия для свободного осуществления разумной воли. Эта роль права сближает его с моралью, поскольку оба феномена являются социальными регуляторами и тем самым обеспечивают цивилизованную человеческую деятельность и общение. Понятия справедливости и свободы, будучи основными категориями права, объясняют и природу морали. Современные право и мораль имеют общее
11 Основы этических знаний. - CI16., 1998.- с. 141.
12 Большой юридический словарь. - М., 1997. с.516.
- Київ+380960830922