Ви є тут

Институциональное развитие государственной гражданской службы как социальный процесс

Автор: 
Кузьмина Виктория Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192058
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................... 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания изучения развития государственной гражданской службы как социального института.............................................. 15
1.1. Сущность институционального подхода к исследованию государственной гражданской службы............................ 15
1.2. Процесс институционального развития государственной гражданской службы............................................. 38
1.3. Факторы развития государственной гражданской службы как социального института....................................... 72
ГЛАВА 2. Культура государственной гражданской службы
как фактор институционального развития...................... 91
2.1. Сущностные характеристики культуры государственной гражданской службы............................................. 91
2.2. Ценности государственной гражданской службы в условиях институциональных изменений................................ 115
2.3. Направления развития культуры государственной гражданской службы как социального института...................... 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. 148
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ................................................. 153
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях социальных, политических и экономических изменений необходимы комплексные исследования институционального развития государственной гражданской службы, основанные на органичном соединении научных знаний, методологии и методики с новейшими управленческими технологиями. От того, насколько эффективно функционирует институт государственной гражданской службы, в какой мере им реализуются важнейшие социальные функции, во многом зависит стабильность в обществе и, следовательно, появляются благоприятные перспективы развития общественных отношений. На современном этапе развития российской государственности сложилась ситуация, при которой институциональное изменение государственной гражданской службы является приоритетным в процессе реформирования государственного управления. Основное направление институционального развития - кардинальное повышение эффективности и качества профессиональной деятельности гражданских служащих в интересах развития гражданского общества и укрепления государства. Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с прогнозированием социального характера и определением места, которое государственная гражданская служба должна занять в ходе преобразования российского общества и государства.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, в условиях трансформации общества и государства назрела необходимость дальнейшей разработки институционального и процессного подходов к исследованию государственной гражданской службы. Проблемы институционального развития государственной гражданской службы, закономерности воздействия и влияние социальных изменений на процесс институционализации еще недостаточно исследованы, остается нерешенным ряд научных задач. Институциональный подход к исследованию государственной гражданской службы открывает
15
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания
изучения развития государственной гражданской службы
как социального института
1.1. Сущность институционального подхода к исследованию государственной гражданской службы
Новые социальные вызовы требуют комплексного подхода к институциональному развитию государственной гражданской службы, основанного на органичном соединении научных знаний, научной методологии и методики с новейшими управленческими механизмами с целью повышения социальной эффективности данного института. В условиях реформирования особую актуальность приобретают вопросы, связанные с прогнозированием социального характера и определением места, которое государственная гражданская служба должна занять в общем процессе преобразования российского общества и государства.
Традиционная проблема неэффективности государственной гражданской службы сделала вопросы ее институционального развития одними из наиболее важных вопросов ежегодных президентских посланий. В Послании Федеральному собранию Президент РФ подчеркивает, что «наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту... И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению. Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге - политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке
16
общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии. Это наша базовая позиция, и мы будем ей строго следовать»1.
В законодательной практике закрепился деятельностный подход к пониманию государственной гражданской службы. В условиях реформирования особую значимость приобретает социальный характер функционирования государственной гражданской службы, реализация ею социальных функций. В этой связи актуализируются проблемы концептуального, методического и организационного развития государственной гражданской службы как социального института. Сложившееся несоответствие между крайне инертным и бюрократизированным функционированием государственной службы, с одной стороны, и потребностями регулирования развивающихся социальных отношений в обществе-с другой, обусловливают необходимость радикальных изменений государственной гражданской службы.
Государственная гражданская служба по-прежнему не в полной мере соответствует требованиям социальной среды, сохраняются гипертрофированные черты командно-административной системы, протекционизм, затрачиваемые ресурсы не трансформируются в соответствующее качество государственного управления. Закрытость и обособленность государственной гражданской службы, высокий уровень недоверия со стороны населения, неразвитость социального контроля за деятельностью государственных гражданских служащих, коррупция и манипулятивные способы управленческого взаимодействия не просто создают дополнительные сложности в системе государственной гражданской службы, но и придают ей гипертрофированные черты, препятствуют развитию, приводят к аномии форм институциализации и нормативности в обществе. Любые серьезные попытки совершенствования государственного управления сталкиваются с необходимостью комплексного анализа государственной службы, важным представляется осмысление ее миссии, проекти-
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г. // Российская газета. 2005.26 апреля.