Ви є тут

Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям

Автор: 
Татарова Светлана Петровна
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
412
Артикул:
192152
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................4
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ЕГО СУЩНОСТЬ, ТИПЫ, ФОРМЫ 23
1.1. МЕГОДОЛОГИЧЕСКИ1: ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАЦИИ..............23
1.2. ТИПЫ, ФОРМЫ И ДИНАМИКА ДБВИА1ГГНОГОIЮВЕДБНИЯ............49
1.3. Особенности девиантного поведения подросгков в условиях перехода РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К РЫНОЧНЫМ отношениям...................78
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ................108
2.1. Деформация структуры и функций современной семьи как важнейший
ФАКТОР ПОДРОСТКОВЫХ ДЕВИАЦИЙ................................110
2.2. Изменения в образе жизни и ценностных ориентациях подростков как значимая ПРЕДПОСЫЛКА девиации...............................146
2.3. Неэффективная организация досуга - важная детерминанта
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ............................178
2.4. Факторы распространения нетерпимости и насилия в обществе и
УРОВЕНЫОЛЕРА1ГТНОГО СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ.....................195
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ............................217
3.1. Социальные технологии: их понятие, структура и классификации.... 217
3.2. Сущность технолог излцни профилактической работы с подростками в современном российском обществе.............................244
ГЛАВА 4. ВИДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕВИАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ..................................................270
2
4.1. Основные направления государственной политики по профилактике
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ...............................270
4.2. Модели профилактики девиации подростков в условиях перехода
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ.....................288
4.3. Сущность, особенности разработки и внедрения авторских
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.......................................301
4.4. Основные этапы реализации и результаты внедрения ав торских технологий.....................................................323
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................336
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................342
Приложение 1...................................................380
Приложение 2...................................................381
Приложение 3...................................................395
Приложение 4...................................................400
Приложение 5...................................................410
Приложение 6...................................................412
з
б л ему синтеза накопленных знаний о негативных социальных явлениях и обосновывает необходимость создания метатеории, которая могла бы объединить уже существующие познания об объекте изучения и стать базой для интеграции новых знаний. Для этою Т.В. Шипунова предлагает объединить «зерна» истины в единой синтетической концепции, при этом в качестве общего основания для объединения теорий ею предлагается использовать категорию «социальная несправедливость». По ее мнению, «несмотря на многообразие существующих теорий девиантности, исходящих подчас из диаметрально противоположных мировоззренческих и методологических посылок, имеющих разный понятийный аппарат, использующий разную глубину проработки и логической обоснованности, все они могут быть объединены в рамках одной концепции, поскольку каждая из них раскрывает прямо или косвенно одну или несколько сторон социальной и/или индивидуальной несправедливости» [345, с. 36-37].
Идея рассмотрения существующих причинных концепций девиантности как взаимодополняющих друг друга дтя описания и объяснения отклонений очень близка нам. На наш взгляд, при рассмотрении девиации имеет смысл сочетать ряд социологических теорий, рассматривающих социальную дезорганизацию как причину отклонений, а также положения психологических концепций, определяющих влияние личностных и микрогрупповых факторов на девиантное поведение подростков. Таким образом, считаем важным выделить три важнейших составляющих, при определенных условиях обуславливающих девиацию: личность, ближайшее социальное окружение (референтные группы) и общество. Состояние каждого из элементов является определяющим. Обеспечивая влияние друг на друга, в совокупности они обусловливают образны поведения в обществе и социально приемлемые или патологичные варианты его реализации. Стоит заметить, что названные элементы определяют лишь возможность девиации, но не являются ее непосредственными причинами. В качестве условий, способствующих преобразованию элемента в девиационный фактор, можно отметить случаи существенных трансформаций его состояния, ли-
40
йСС»С 'Ч! 4*1/4 .
бо специфическое положение его в данный момент. Каждое из этих состояний элементов можно условно назвать «состояние риска».
Считаем, что вероятность девиации значительно возрастает при наличии двух или всех трех составляющих, находящихся в «состоянии риска». В случае наличия только одного из них, отклонения могут быть временными и характеризоваться незначительностью нарушения норм, либо вообще отсутствием таковых. Вместе с тем, при объективной взаимосвязи общества и группы, существует некоторая самостоятельность и приоритетность последней в возможности воспроизводства в ней отклоняющегося поведения.
В качестве дополнительных условий девиации могут быть названы: возраст человека, степень рефсрентности, притягательности и авторитетности группы, а также частота, продолжительность и число его контактов с группой в «состоянии риска». Считаем, что возникновение отклонений находится в прямой -зависимости от этих параметров. Чем человек моложе, чем более значима для него группа, и чем выше его включенность в нее, определяемая частотой и продолжительностью встреч, тем выше вероятность и интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей.
При этом стоит отметить, что обособление составляющих является чисто условным, поскольку взаимовлияние их является постоянным и отличается внутренней противоречивостью. С одной стороны, у индивида нс могут развиться социальные свойства и черты вне снстемоформирующего воздействия среды, в качестве которой выступают труппа и общество. Причем, наряду с положительным опытом, могут воспроизводиться и негативные стороны образа жизни людей. С другой стороны, личность не может обрести свою индивидуальность, если будет слепо приспосабливаться к условиям среды. Кроме того, свойственные отдельным личностям, особенно лидерам, отрицательные черты могут трансформироваться в психологию группы. Однажды совершенный человеком аморальный поступок, будучи принятым группой, может, с одной стороны, стать нормой поведения в ней, с другой закрепить негативный опыт поведения человека. В связи с этим можно говорить о том, что все названные со-
41