Ви є тут

Динамика социальной роли молодежи: гендерный подход

Автор: 
Явон Снежана Владимировна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2010
Артикул:
299498
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕ 24
1.1. Молодежь в социокультурном контексте 24
1.2. Современная молодежь как субъект социальной реальности 48
1.3. Феномен жизненного самоопределения юношей и девушек 70
1.4. Молодежь в условиях трансформации социальной системы российского общества 87
ГЛАВА 2. ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА 105
2.1. Гендерное измерение жизненного самоопределения 105
2.2. Концептуализация гендерного пространства 122
2.3. Социокультурные конструкты гендерного пространства развития общества 135
ГЛАВА 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ В ГЕНДЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 162
3.1. Тенденции трансформации традиционных ценностей 162
3.2. Гендерные отношения на рынке труда 179
3.3. Гендерное пространство российской молодой семьи 195
3.4. Динамика конструирования молодежной сексуальности 214
I
з
ГЛАВА 4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИУМА
4.1. Жизненные ориентации молодежи
4.2. Стратегии жизненного самоопределения молодых мужчин и девушек в трудовой сфере
4.3. Гендерные отношения в семейной и сексуальной сферах
ГЛАВА 5. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ГЕНДЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВА
5.1. Гендерный подход в измерении социального конструирования реальности и формировании эгалитарного мировоззрения личности
5.2. Концептуальная модель определения социальной роли молодежи в гендерном пространстве российского общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
234
234
247
257
276
276
285
303
313
ПРИЛОЖЕНИЯ
347
39
специализированных учреждений. Объектом социализации становится не «вся молодежь», но представители молодого поколения в каждой отдельной семье.
В простых традиционных обществах в силу их культурного единства, невыделенности отдельного «я» из социального «мы», незначительной численности, процесс социализации молодежи находится под жестким постоянным контролем. Сбои в этом процессе фактически невозможны.
В сложных традиционных обществах процесс социализации усложняется. Молодые люди видят перед собой гораздо больше возможных вариантов поведения, чем это возможно в простом традиционном обществе, и оказываются, таким образом, перед необходимостью выбора. Там, где есть выбор, есть и возможность ошибки, усвоения «неправильных» форм поведения. Усложненная (по сравнению с простыми традиционными обществами) культура сложных традиционных обществ содержит в себе возможность конфликта поведенческих норм и идеалов, носителями которых выступают различные группы общества и даже разные индивиды в рамках одной и той же группы.
Все эти факторы делают процесс социализации молодежи в сложном традиционном обществе более трудным и многосторонним, чем в простых традиционных обществах. Поведение молодежи, даже принадлежащей к одним, и тем же слоям общества, становится менее единообразным, чем в гомогенных простых традиционных обществах. А значит, гораздо труднее становится говорить о некой «молодежи вообще»: есть благородные молодые люди достойного и недостойного поведения; есть рабы, «по определению» недостойные; есть «неотесанная деревенщина» (которая, кстати, располагает собственными критериями для оценки поведения молодых людей) и т. д. ■
В сложном традиционном обществе сохраняется и даже усиливается значение половой дифференциации молодежи. Из процесса специализированного «образования» (то есть всех форм подготовки к взрослой жизни, осуществлявшихся вне семьи) фактически везде были исключены девочки и девушки, чьи функции заведомо ограничивались семейными ролями. Хотя-девушка могла получать некоторые общие знания в рамках семьи, если семья
находила это необходимым (речь идет, конечно, о семьях знатного происхождения). Существовали к тому же специфически женские виды деятельности, которым тоже необходимо было обучаться. Однако таких видов деятельности было крайне мало, и зачастую они носили культурно допустимый, но не одобряемый характер. Несмотря на то, что доступ женщин к образованию ограничивался, существовали, пусть и немногочисленные, исключения из этого правила. Основная же масса девочек прямо из детства «шагала» во взрослую семейную жизнь, что дает основание для любопытного замечания: молодежь сложного традиционного общества —это фактически только «мужская молодежь».
Несмотря на важные различия между молодежью в простых и сложных традиционных обществах, существовала одна общая и важная черта. Традиционное общество обоих типов предъявляет молодежи одно общее основное требование: стать такой же, каким было старшее поколение. Ориентиры определяются прошлым, а не будущим. Общество ориентируется (и ориентирует молодежь) на воспроизводство' сложившихся образцов поведения. Молодежь в, целом воспринимается как. пассивное начало, чье дело - слушать и учиться. Своеволие карается и осуждается.
Под «современным» принято понимать общество, сложившееся в. результате промышленной революции и связанной с ним урбанизации. Процесс трансформации (становления общества современного типа) подразумевает целый комплекс социокультурных изменений, включая- политические преобразования, изменение структуры неравенства, упадок влияния религии и рост влияния науки, становление индивидуализма и т. д. Этапы трансформации государственной политики по отношению к молодежи отличаются в первую очередь видением ее социальной роли, а также характером взаимодействия со старшими поколениями.
На первом этапе молодежи отводилась всеобъемлющая историческая миссия созидателя нового типа общества, и для этого государство сосредоточило максимально возможные силы для масштабной образовательной политики. С 20-х годов XX в. каждое новое поколение молодежи получало образование более высокое по качеству, чем предыдущие поколения. Старшие, в значительной