Ви є тут

Профессиональная социализация курсантов вузов государственной противопожарной службы

Автор: 
Шубин Владимир Анатольевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301157
179 грн
Додати в кошик

Вміст

л
Содержание
Введение...................................................... 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования профессиональной социализации военных специалистов.................. 14
1.1. Основные социологические подходы к сущности 14
профессиональной социализации....................................
1.2. Социальные условия профессиональной социализации 43
курсантов вузов ГПС МЧС России..................................:
Глава 2 Профессиональная социализация курсантов вузов 82
Государственной противопожарной службы МЧС России: эмпирический анализ..............................................
2.1. Основные факторы адаптации курсантов к условиям обучения
в вузе ГПС МЧС России............................................... 82
2.2. Профессиональная готовность к службе как критерий успешности профессиональной социализации курсантов вузов ГПС МЧС России................................................... 108
Заключение...............................................! 140
Библиографический список.................................... 145
Приложение А................................................ 161
Приложение Б.............................................. 165
Приложение В............................................... 168
Приложение Г................................................ 170
Приложение Д.............................................. 174
Приложение Е ............................................. 180
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социально-экономические трансформации, произошедшие в России, затронули все сферы жизни общества, в том числе и сферу обеспечения безопасности. Участившиеся в последние годы случаи техногенных катастроф, природных катаклизмов и аварий из-за так называемого «человеческого фактора» привели к осознанию необходимости переосмысления подходов к решению вопросов повышения уровня общественной безопасности, которая во многом зависит от эффективности и слаженной деятельности институтов гражданской обороны. Одним из таких институтов является Государственная противопожарная служба Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации (ГПС МЧС). Не вызывает сомнения, что эффективность деятельности Государственной противопожарной службы зависит не только от уровня ее технической оснащенности, но и от степени профессиональной подготовки специалистов ГПС МЧС России. Служба в органах ГПС связана с высоким риском для собственной безопасности в ситуациях различной степени сложности, что требует повышенного внимания со стороны вузов ГПС МЧС к формированию готовности к профессиональной деятельности.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью управления процессом профессиональной социализации курсантов на этапе обучения в вузах ГПС МЧС, оказывающим влияние на уровень развития профессионально-важных качеств курсантов, формирование их профессиональных стратегий, ориентации на продолжение службы в органах ГПС МЧС России. Анализ особенностей профессиональной социализации курсантов имеет практическое значение для разработки механизмов и программ, способствующих успешной, результативной профессиональной подготовки курсантов в вузе ГПС МЧС России. В связи с этим научное осмысление профессиональной социализации курсантов вузов противопожарной направленности представляется чрезвычайно актуальным.
социализации личности являются детские годы, когда, формируется характер человека. Д;. Рисмен доказывал, что в- процессе социализации каждое, общество воспитывает в своих членах конформизм, который закладывается; в ребенка, а затем; поддерживается или разрушается последующей взрослой
м . " , . ' #
жизнью человека. [112, с. 124]. Социолог выделял три типа-социального характера^ формируемого социализацией, соответствующего трем, этапам развития общества. В; традиционных обществах процесс социализации осуществлялся- по принципу «ориентация на традицию»; В; процессе-
модернизации общество, по Д: Рисмену, порождает новый; механизм
социализации - «ориентацию- на себя».- Непосредственные связи в
«ориентированном на традицию» обществе рвутся. Для нового общества
характерны; резко возрастающая социальная мобильность,, быстрое накопление капитала, экспансия. Такому обществу нужен новый тип характера - предприимчивый, инициативный, готовый к риску и всему новому. Третий исторически возникший тип социализации Д. Рисмен характеризовал как «ориентацию на другого». В данных обществах образование, досуг, сфера обслуживания сочетаются с возрастающим потреблением информации и образов, в избытке* предоставляемых новыми средствами массовой* коммуникации. Потребность в получении одобрения со стороны группы равных становится; главным источником достижения! целей., для «ориентированного на других» индивида. Его поведение определяется не традициями и принципами, а разного рода1 влияниями - системой связей, модой, авторитарной бюрократией и другими факторами [112, с. 124-125].
Дальнейшее развитие теория социализации получила в рамках структурно-функционального анализа, прежде всего в трудах Т. Парсонса, который утверждал, что процесс социализации определяется характером социальных процессов в обществе и психологическими особенностями личности, с помощью которых происходит как интериоризация - усвоение системы знаний, норм и ценностей, принятых в данном обществе, так и
15
экстериоризация - введение в социум новых форм и способов жизнедеятельности путем создания новых культурных образцов или ценностей. Признаками успешной социализации актора является приобретение им социальной компетентности и идентичности, обеспечивающих эффективное осуществление ролевого поведения и статусного перехода в мир взрослых; проявление социальной активности, желания и возможностей интеграции в социум. Институционализацию нормативной системы дополняет собой интернализация системы ожиданий в личности отдельного человека. Общим* результатом интеграции является совокупность ожиданий, приносящая удовлетворение участвующим в ее реализации индивидам, или культурная легитимизация нормативной системы [95].
Т. Парсонс заложил основы рассмотрения социализации как особого социального института, основная функция которого заключается в поддержании стабильного функционирования общества за счет передачи основных норм и ценностей от старших поколений младшим. Он подчеркивал, что приверженность к определённым уровням и типам ролевого достижения должна подкрепляться мотивационной заинтересованностью. Это возможно, если общество предоставляет индивидам благоприятные условия деятельности. Т. Парсонс утверждал, что в основе процесса интернализации мотивационных структур (социализации) лежит генетически данная пластичность человеческого организма и его способность к обучению. По мнению социолога «способность к обучению развивается, преимущественно, на ранней стадии процесса социализации, и протекает в пределах родственных коллективов, особенно в нуклеарной семье, и наиболее сконцентрированы в коллективах, занимающихся формальным образованием» [95, с. 223].
П. Бергер и Т. Лукман выделяют первичную и вторичную социализацию. Решающее значение имеет первичная социализация в семье и ближайшем окружении, когда индивид конструирует свой индивидуальный