экономических процессах, таких как снижение уровня жизни населения, упадок общественной морали, крушение прежних общественных идеалов, ослабление государственных институтов и др. Сложная криминогенная ситуация определяется и изменениями в самих органах, которые призваны вести борьбу с преступностью, значительными социальными сдвигами в кадровом корпусе милиции, изменениями социально-профессиональных характеристик российских органов внутренних дел. Без понимания таких сложных социальных изменений невозможно строить продуманную кадровую политику в органах внутренних дел, оперативно принимать меры по совершенствованию кадровой работы, вносить коррективы в социальный и профессиональный состав органов внутренних дел.
Социальные изменения в социально-профессиональной группе сотрудников органов внутренних дел не привлекали достаточного внимания со стороны исследователей. Как правило, интерес ученых обращался на внешние по отношению к социальному анализу аспекты деятельности органов внутренних дел, гораздо чаще объектом внимания была кадровая работа в МВД, различные аспекты управления кадрами. Это вполне можно понять, учитывая быструю смену кадрового состава органов внутренних дел, сложность проведения исследований, заинтересованность руководящих органов в первую очередь в выявлении тех аспектов деятельности сотрудников, которые в решающей степени определяли уровень и эффективность борьбы с преступностью. Такой подход был вполне оправдан, однако в настоящее время нельзя ограничивать анализ деятельности органов внутренних дел только изучением показателей профессиональной деятельности. Сами по себе они значимы, но стало ясно, что принципиальное улучшение дел в органах внутренних дел возможно только при изучении всех социальных изменений в данной социально-профессиональной группе.
4
ется одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь-либо развитым разделением труда»12. Для данного типа стратификационных систем важно деление групп по содержанию и условиям труда на основе квалификационных требований, предъявляемых к той или иной профессиональной роли (обладание соответствующим опытом, умениями и навыками).13
Однако вслед за М.Н.Руткевичем полагаем, что стратификационное деление общества не должно подменять собой социально-групповое. С его точки зрения, профессионально-квалификационная структура общества наиболее связана с социально-классовой структурой. Профессионально-квалификационная структура определяется социально-экономической неоднородностью труда, различиями в его характере и содержании.14
Под профессией понимается не всякая трудовая деятельность, для се определения требуется наличие нескольких признаков: квалификации, специальной подготовки, предполагается возможность выбора профессии для всех членов общества.
В дальнейшем под профессией мы будем понимать форму реализации трудовой деятельности, основанную на квалификации, опыте, умениях и навыках. Под социально-профессиональной группой в таком случае будем понимать группу людей, выполняющих одинаковые функции в системе общественного разделения труда, находящихся в однотипных условиях труда, выполняющих содержательно схожие трудовые операции на основе определенного уровня квалификации, опыта, умений и
12 См.: Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект-пресс, 1996. С. 54.
13 См.: Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. М.: Аспскт-пресс, 2000. С. 232.
14 См.: Руткевич М.Н. Социальная структура. М.: Альфа-М, 2004. С. 77.
24
навыков. В данном контексте понятия «социально-профессиональная группа» и «люди, обладающие профессией» различаются по содержанию.
Социально-профессиональная группа - понятие, которое включает в себя всю совокупность профессий и специальностей в рамках общественного разделения труда, а также совокупность людей, их выполняющих эту профессиональную деятельность. Социально-профессиональная группа - это общность, сплоченная не только функционально, но и местом в социальной системе, доминирующим набором ценностных ориентаций, общностью структур, в которых протекает их деятельность, доминирующим социальным обликом и другими характеристиками. Поэтому можно говорить о социально-профессиональной структуре как о социальной общности, которую можно рассматривать во взаимосвязи социальных, организационных, психологических компонентов.
Следует отметить, что для сложившегося в российской науке в предшествующий период понимания профессии характерен определенный субъективизм, предполагающий, что в профессии человек реализует свое жизненное призвание через совокупность специальных качеств личности. Такой подход стал возможен, в первую очередь, под влиянием традиционного для советской науки идеологизированного подхода, согласно которому социализм открывает неограниченные возможности для реализации индивидом своего творческого потенциала и применения своих сил на любом поприще. Поэтому на первое место при анализе профессии должны выходить удовлетворенность работой, профессиональное самочувствие, профессиональный выбор, профессиональные ценности и т.п.
С нашей точки зрения, ситуация в российском обществе принципиально изменилась, в . В условиях завершения переходного периода довольно сложно вести речь о свободном выборе профессии, в том числе
25
- Київ+380960830922