Ви є тут

Социологический анализ идеологических структур гегемонного и контргегемонного дискурсов СМИ

Автор: 
Базанов Александр Александрович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192463
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение...............................................................3
Глава 1. Моделирование взаимосвязи политических и коммуникативных процессов...............................................................20
1.1. Место масс-медиа в социальной жизни:
общая теория коммуникации......................................20
1.2. Медиа-политическая система, как форма существования современного государства...........................................24
1.3. Поле журналистики, поле политики, ноле экономики..............28
1.4. Аналитическое описание отечественной медиа-системы............31
1.5. Концепции идеологии и гегемонного дискурса....................35
Глава 2. Анализ отражения социальных конфликтов в дискурсах российских СМИ либеральной и государствепнической ориентации ........................................................................46
2.1. описание методики.............................................46
2.2 Кейс №1 программа «Вести недели» телеканала «Россия»...........52
2.3. Кейс №2 авторская программа «Зеркало» Николая Сванидзе,
телеканал «Россия».............................................70
2.4. Кейс №3 авторская программа «Однако» Михаила Леонтьева,
«1 канал»......................................................77
2.5. Кейс № 4 колонки обозревателей интернет-портала Gazeta.ru 84
2.6. Кейс № 5 авторская программа «Плавленый сырок» Виктора Шендеровича, радио «Эхо Москвы»....................................95
з
2.7. Сравнительный анализ конструируемых государственническим и либеральным дискурсами картин мира
101
Заключение..........................................................104
Библиография........................................................106
Приложения: полные тексты материалов СМИ, ставшие объектами
анализа анализу в ходе исследования.................................118
сопоставимы. Это, несомненно, интересные исследования, обогащающие науку, но не исчерпывающие всего разнообразия социальных практик. Мы полагаем, что сложившаяся сегодня в России медиа-политическая ситуация по ряду показателей принципиально иная - исторический выбор на определённый период сделан и стороны, выступающие активными акторами в идеологической борьбе обладают принципиально несопоставимыми ресурсами, что в значительной мере определяет набор используемых ими дискурсивных стратегий и тактик, а также усиливает социальный разрыв между различными общественными группами, пользующимися различными информационными источниками.
Цель исследования - осуществить социологический анализ влияния социальных конфликтов на идеологический дискурс СМИ.
В соответствии с целью исследования в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:
проанализировать теоретико-социологические подходы, применяемые для исследования массовой коммуникации;
систематизировать социологические модели взаимодействия СМИ и политической сферы, рассмотреть основные теоретические подходы к изучению идеологий, обосновать их применимость к современным российским условиям; выстроить теоретическую схему, пригодную для социологического анализа идеологического аспекта функционирования СМИ;
исследовать идеологические структуры дискурсов СМИ государственнической и либеральной ориентации;
реконструировать формируемые в рамках государственнического и либерального дискурсов СМИ системы социальных репрезентаций.
Объект исследования - современные российские общественно-политические СМИ как составная часть процесса массовой коммуникации.
13
Предмет исследования - отражение социальных конфликтов в идеологических дискурсах СМИ государственнической и либеральной ориентации.
Теоретико-методологическая база исследования
Теоретическая основа исследования лежит в русле феноменологической и социально-конструктивистской традиции. Использованы достижения социологии коммуникаций, политической социологии и социальной психологии. Эмпирическая методология основана на элементах теории ноля, выработанной школой Бурдье, научных концепциях, принадлежащие к нео-(пост-) марксистскому направлению исследований идеологий и идеологического дискурса, а также близкая им ветвь «культуральных исследований».
Для исследований идеологий характерно тесное переплетение теории и метода. Главные теоретические пропозиции этих подходов заключаются в рассмотрении дискурса, как принципиально незавершенного явления, процесса, значимые элементы которого являются «плавающими означающими», приобретающими то или иное значение ходе артикуляций, то есть связывания их с другими элементами, которое осуществляется агентами дискурса в процессе дискурсивных интервенций. Процесс конкуренции между агентами информационного поля, преследующими различные иллокуционные интересы, за приписывание тех или иных значений важнейшим значимым категориям носит как правило имплицитный характер и лежит в основе идеологической борьбы. В экспликации и теоретическом описании данных скрытых процессов заключается главная идея метода дискурс-анализа.
Эмпирическая база исследования
В качестве объекта для исследования идеологического измерения медийного дискурса наиболее подходят авторские тексты ведущих