Ви є тут

Социальная поддержка пожилых людей в современном российском регионе : На примере Алтайского края

Автор: 
Дюмин Андрей Витальевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275639
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1 Теоретико-методологические основы анализа социальной поддержки
пожилых людей.......................................................13
1.1 Основные теоретические подходы к анализу социальной поддержки
пожилых людей.................................................13
1.2 Социальная поддержка пожилых людей в контексте
социологического знания.......................................41
1.3. Методика исследования социальной поддержки пожилых людей в
Алтайском крае................................................59
2. Особенности социальной поддержки пожилых людей в регионах
современной России (на примере Алтайского края).....................71
2.1 Нормативно-правовые и организационно-технологические основы
социальной поддержки пожилых людей в России на рубеже XX-XXI веков...............................................71
2.2 Социальная поддержка пожилых граждан в Алтайском крае в конце
1990-х - начале 2000-х годов..................................97
2.3. Состояние и направления трансформации социальной поддержки
пожилых людей в провинциальном регионе (на примере Алтайского края) до 2006 года..........................110
Заключение .........................................................132
Список литературы..................................................135
Приложения 153
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Социальная поддержка пожилых людей - необходимый атрибут жизнедеятельности любого общества, хотя ее средства и формы, разумеется, зависят от уровня развития данного социума, его обычаев и традиций, менталитета его членов. Демократические государства конца XX века, как правило, имеют характер социальных, или «государств всеобщего благоденствия» (welfare state), что подразумевает ответственность за благосостояние жителей со стороны государства. Если же говорить о России, то традиции государственного призрения и неразвитость институтов гражданского общества детерминируют преимущественную роль и обязанность государства в реализации социальной поддержки своих граждан.
Российское общество пережило с конца 1980-х годов кардинальные трансформации, которые еще не привели к конструированию новой социальной системы. Прежние институты социальной поддержки оказались неработоспособными в силу идеологических подходов, отсутствия ресурсной базы, изменившихся социальных условий. В результате этих процессов резко возросло значение деятельности государства в области социальной защиты населения. Как следствие, значительно увеличились расходы на эти цели из бюджетов всех уровней, внебюджетных социальных фондов, призванных обеспечить предоставление населению социальных выплат в денежной и натуральной форме. В итоге, объемы и темпы роста социальных обязательств государства стали заметно опережать его финансовые возможности, что привело к системному кризису социальной защиты.
Все это делает необходимым осмысление регионального опыта развития социальных служб помощи пожилым людям, осуществление социологического анализа складывающейся в субъектах РФ системы социальной поддержки пожилых дает возможность обозначить оптимальные модели данной системы, с целью определения путей расширения
систем [П51]. Например, в одном случае выделяются скандинавская, континентальная европейская, трансатлантическая англо-саксонская модели, в другом — бисмаркская и бевериджская, в третьем — резидуальная (остаточная), институциальная и достижительная. Классификация социальных государств, разработанная Г. Эспинг-Андерсеном, включает три типа: либеральный режим, консервативно-корпоратистский и социальнодемократический, а точнее, либерально-социалистический — это скандинавские государства, где принципы универсализма социальных прав соседствуют с нерушимостью индивидуальной автономии, поэтому эта модель представляет собой соединение либерализма с социализмом.
В либеральной модели социальной политики социальная помощь в рамках определенных минимальных социальных потребностей оказывается по остаточному принципу нуждающимся и малообеспеченным слоям населения, не способным самостоятельно добыть средства существования. По сути дела, речь идет об обязанности государства предоставить определенный минимум социальных гарантий всем членам общества. Консервативный принцип этатистской и корпоративной социальной помощи подразумевает отдельные социальные программы для различных профессиональных и статусных групп в зависимости от трудового вклада. Социально-демократический принцип, первоначально основанный на концентрации общественных фондов поддержки профсоюзных и иных демократических общественных организаций, позднее распространился на всех граждан государства, имеющих права на равные льготы, независимо от степени нужды и трудового вклада [D229J.
В соответствии с этой классификацией, система социального обеспечения в конце 1980-х годов в России, как и в других социалистических странах, формально приближалась к социальнодемократической модели. Такая модель в идеале выражается в следующем: высокая роль местных органов управления, высокий уровень затрат на социальное обеспечение, высокая занятость, стимулируемая государством,
15
предоставляющим услуги, акцент на обязательном страховании, налоговое перераспределение денежных средств, причем главными источниками финансирования выступают государство и муниципалитеты [051]. Однако в реальности под давлением монопартийной идеологии социальная политика социалистического режима была практически лишена независимости, поэтому основные характеристики социалистической системы государства всеобщего благосостояния в интерпретации Эспинг-Андерсена — это антилиберальная направленность, иерархичность, статичность, смесь социалистических идей с консервативными элементами политики. Российская система социального обеспечения преображалась на протяжении XX века под воздействием процессов глобальных и локальных трансформаций, бюрократической рационализации, смены идеологий, формирования рыночных отношений, децентрализации и развития институтов гражданского общества. Современное развитие системы социальной политики в России обладает особой спецификой, отличающей ее от всех остальных стран бывшего социалистического блока.
Лишь с начала 1990-х годов под воздействием радикальных социально-экономических реформ, далеко не сразу, медленно, но все же происходит существенное изменение основных акцентов социальной политики. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством, тем самым была декларирована концепция социальной политики, нацеленная на повышение качества жизни всех граждан и сдерживающая распространение социального риска. В ситуации резкого падения уровня жизни населения, роста безработицы, преступности, бедности, отставания заработной платы от цен потребительского рынка правительство России было вынуждено идти на постоянное повышение зарплаты, пенсий и пособий, несмотря на требования Международного валютного фонда о снижении социальных расходов. Дальнейшее углубление экономического кризиса потребовало радикально реформировать существующие социальные обязательства государства,
16