2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Социологическое исследование семейных и внесемейнмх ценностных ориентаций: теория и практика
/. I. Семейные и внесемейные ценностные ориентации: социологи чес кии аспект
I. 2. Методы измерения семейных и внесемейных ценностных ориентации
I. 3. Изучение соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций современной социологической наукой
I. 4. Анализ причин возникновения потребшкти в субститутах семейных ценностей на примере ориентации на общение
с домашними животными
ГЛАВА II. Семейные и внесемейные ценностные ориентации: анализ результатов социологических исследований
II. I. Ценностные ориентации на семью, профессиональную деятельность и достижение определенного
уровня материального благосостояния
II. 2. Причины возникновения и способы удовлетворения потребности в общении с домашними животными
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
С. и С. 32 С. 46
С. 100
С. 129 С. 145 С. 157 С. 167
ПРИЛОЖЕНИЕ
С. 173
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исаедования.
В современных условиях вопросы семейных изменений, противоречия, вызванные их характером и негативной направленностью, приобретают особую актуальность, все более становясь одной из острейших социальных проблем, имеющей глобальные масштабы в связи с последствиями депопуляции и упадка института семьи, выдвигая сложные задачи как перед социальной практикой, так и перед теорией.
Глобальный характер семейных изменений и их влияния на социально-экономические и другие процессы связан, во-первых, с тем, что невыполнение основных функций семьи по рождению и социализации детей получает широкое распространение во все большем числе стран. Во-вторых, при различии конкретных форм институциональных изменений семьи в различных странах, повсюду в мире наблюдается одно и то же явление, а именно несоответствие характера и динамики семейных изменений потребностям социально-экономического развития в целом. В-третьих, глобальность семейных изменений и неустойчивость института семьи среди других социальных институтов связаны с резким расхождением мнений о необходимости воздействия на эти изменения и о путях проведения той или иной семейной политики. Цели и средства семейной политики служат предметом острой дискуссии в среде как ученых, так и политиков.
Огромное значение проблем семейных изменений и социального воздействия на них связано с тем обстоятельством, что различные специалисты дают совершенно противоположные оценки глубине семейных изменений, их характеру и направленности. При этом четко выделяются две исследовательские парадигмы, имеющие помимо чисто содержательных аспектов специфическую ценностную окраску
Многие ученые (С. И. Голод, М. С. Мацковский, А. Г. Вишневский и др.) воспринимают изменения института семьи в основном как позитивный процесс «плюрализации» форм семьи, а с трудом признаваемые ими негативные явления как свидетельство неполноты и незавершенности данного процесса. Соответственно, задачи семейной политики видятся в том, чтобы ускорить объективный ход событий, завершить процессы «модернизации» в семейной сфере, «догнать» «передовые» в этом отношении страны.
17
студентов и иммигрантов, уделяли внимание характерным особенностям определенной семейной среды, а также ее влиянию на становление личности того или иного индивида, на формирование у него определенной системы ценностей. Однако данные ученые не ставили перед собой такой задачи, как отдельное исследование семейных и внесемейных ценностных ориентаций.
Помимо анализа личных документов, в работу У. Томаса и Ф. Знанецкого были включены теоретические разработки социологов. Ученые указывали на необходимость изучения системы ценностей и установок индивидов. Авторы отмечали, что, работая над книгой "Польский крестьянин в Европе и Америке", они прежде всего старались исследовать ценности и установки, присущие представителям определенной социальной группы, а именно - польским иммигрантам, полагая, что таким образом им удастся лучше охарактеризовать то состояние, в котором находится данная группа.
Нам представляется интересным утверждение У Томаса и Ф. Знанецкого о том, что, социологи, исследуя систему норм, регулирующих поведение индивидов, должны принимать во внимание го немаловажное обстоятельство, что во времена социальных кризисов данная система имеет тенденцию к постоянным изменениям"1. Мы полагаем, что сегодня, в период острого социального кризиса в нашей стране, данное мнение известных социологов остается весьма актуальным, и его нужно учитывать также при изучении ценностных ориентаций, в том числе семейных и внесемейных, так как мы предполагаем, что в настоящее время они также могут носить изменчивый характер.
Т. Парсонс, автор теории действия и системно-функциональной школы в социологии, полагал, что ценности играют важнейшую роль в процессе интеграции социальных систем. Он считал, что ценности - это высшие принципы, благодаря которым обеспечивается консенсус в обществе и в интегрированных в него малых общественных группах.
В совместной с Э. Шилзом, Г. Олпортом, Р. Шелдоном и некоторыми другими исследователями работе "К созданию общей теории действия", в которой были рассмотрены такие понятия, как "деятель", "ситуация", "ориентация деятеля на ситуацию", были описаны три вида ориентаций: когнитивные, катектические и оценочные стандарты ценностной ориентации. Ценностную ориентацию Парсонс
21 Пэк! Р. 13.
18
)пределял как область не зависяццтх от деятеля "внешних символов", регулирующих юведение всех принадлежащих одному культурному' полю деятелей22.
Т. Парсонс считал, что семья как орган социализации является важнейшей тастью особой подсистемы, обеспечивающей функцию воспроизводства структуры социальной системы (в данную подсистему входят также мораль, верования, институты образования). Ученый полагал, что оценить состояние, в котором находится структура данного общества можно, определив систему ценностей, которой придерживаются его члены. Т. Парсонс утверждал, что гип семейной организации изменяется в определенных пределах в зависимости от изменений, которые происходят во всей социальной системе, а также в зависимости от преобразующейся системы ценностей данного общества
По мнению Т. Парсонса, нуклеарная семья представляет собой универсальный структурный компонент всех общественных систем. Важными характеристиками данной семьи являются наделение родителей, в отличие от детей, функцией власти и контроля, а также наличие инструментальной роли мужа-отца и экспрессивной роли жены-матери. Оба супруга предпочитают другим именно семейные ценности, они считают семейную жизнь важнейшим источником собственного психологического комфорта, взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей.
Однако роли, которые супругам приходится играть в процессе реализации данных ценностей в жизнь, сильно отличаются друг от друга: муж-отец отвечает за успешное выполнение функции адаптации семьи к условиям социальной среды, жена-мать - за интеграционную функцию, то есть за объединение семьи в одно целое. От мужа, как правило, ожидается, что он будет "хорошим кормильцем", а также тем человеком, который сможет обеспечить семье и се членам определенный, желательно высокий социальный статус; от жены - умение создать в семье теплую домашнюю атмосферу, эмоциональный комфорт, сглаживать возникающие конфликты.
Т. Парсонс полагал, что мнение некоторых его коллег о том, что у мужчин и женщин присутствуют противоположные ценностные ориентации, является необоснованным, он считал, что представители обоих полов разделяют общую систему
Парсонс Т, Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добрскькова. М., 19%. С.462-478.; Тернер Дж.. Структура социологической теории. М., 1985. С.58-73; Парсонс Т. // Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С 257-260.
- Київ+380960830922