Ви є тут

Третий возраст: особенности восприятия социального времени

Автор: 
Ларионова Татьяна Петровна
Тип роботи: 
особенности восприятия социального времени
Рік: 
2005
Артикул:
192585
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
Введение. 3-11
Глава 1. Концептуальные основы изучения социального
времени. 11 - 52
1.1 Социальное конструирование как инструмент освоения реальности 11-29
1.2 Специфика конструирования и восприятия социального времени 29 - 52
Глава 2. Социальное время пожилого человека (по
материалам социологического исследования) 52 - 86
2.1. Прошлое в восприятии пожилого человека 55-62
2.2. Социальная конструкция настоящего
пожилого человека 62 - 86
Глава 3. Роль восприятия социального времени
в системе социальной защиты пожилых людей 86-126
3.1. Основы конструирования адресных стратегий социальной защиты 86-108
3.2. Адресные стратегии социальной защиты по оптимизации восприятия социального времени 109 - 126
Заключение 127 - 132
Список литературы 133 - 157
Приложения 158-204
*
3
Введение
Актуальность темы исследования
Международное сообщество с тревогой прогнозирует негативные последствия происходящих социально-демографических процессов. Как отмечал Генеральный Секретарь Организации Объединенных наций Кофи Аннан на второй всемирной Ассамблее по проблемам старения (Мадрид, Испания, апрель 2002 г.), мир находится в процессе беспрецедентного демографического преобразования: к 2050 году численность пожилых людей увеличится с 600 млн. до 2 млрд. человек. Менее чем через 50 лет впервые в истории в мире будет проживать больше людей в возрасте 60 лет, чем до 15 лет.
В России в настоящее время в возрастной структуре населения лица старше трудоспособного возраста составляют более 20% (146), среди населения Приволжского федерального округа - 20,6% (140), среди жителей Республики Татарстан - более 20% (129), в городе Казани - 21% (141). Как следует из прогнозных данных Государственного комитета Республики Татарстан по статистике, в 2005 году число трудоспособных граждан и пенсионеров в республике сравняется. Таким образом, пожилые люди -одна из самых значительных демографических и социальных групп населения, положение которых в России в последние годы существенно изменилось.
Успехи здравоохранения ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, а процесс устойчивого снижения рождаемости приводит к тому, что уровень естественной смертности в стране превысил уровень рождаемости. В этих условиях институты государства и общества должны учиться действовать в стареющем социуме, обеспечивая условия для полноценного участия пожилых граждан в жизни общества, максимально компенсируя имеющиеся у них трудности. Приведенные об-
ток интеграции действия и структуры. По Гидденсу, действие и структура не могут пониматься в разрезе друг от друга, они представляют собою дуальность: любое социальное действие включает в себя структуру, а любая структура предполагает социальное действие. Структура и действие неразрывно связаны в текущей человеческой деятельности.
Аномической точкой отсчета для Гидденса являются социальные практики. Действия, по его мнению, не порождаются социальными акторами, а только воспроизводятся. То есть, действия не порождаются сознанием, социальной структурой, социальным конструированием реальности. Выражая себя в качестве акторов, люди участвуют в практике (действии) и именно через действие создаются и сознание и структура. Гидденс рассматривает диалектику процесса, в ходе которого рождаются практика, структура и сознание. Интересуясь вопросом сознания (рефлексивность), Гидденс считает, что, будучи рефлексивным, индивидуальным актор не просто осознает себя, но и участвует в наблюдении потока действий (69). Это положение структурационной теории Гидденса очень важно при изучении социального конструирования как инструмент освоения реальности.
В современной зарубежной социологии социальное конструирование реальности развивается представителями феноменологической социологии знания П. Бергером и Т. Лукманом (53), которые считают его своеобразным отражением окружающего мира. Оно необходимо индивиду в том случае, когда он нуждается в адекватной оценке объективного мира с целью наиболее глубокого познания окружающей реальности и конструирования мер для эффективного воздействия на реальность. Чем шире социальный опыт, тем более определенны представления о реальности, тем больше социальной обоснованности в мерах, предлагаемых для ее освоения. Под выражением «социальное конструирование реальности», как отмечает Дж.Масионис, понимается процесс, посредством которого люди творчески формируют реальность в результате социального взаимодейст-
20
вия (118).
Социальное конструирование реальности в виде теории «легитимизации», развиваемой П.Бергером и Т.Лукманом, исходит из того, что с целью купирования внутренней нестабильности человеческого организма необходимо создание самим человеком устойчивой жизненной среды. Они предлагают институционализировать значения действий человека в обыденном мире.
Другое направление современных американских социологов развивает аспекты технологии конструирования социальных проблем (54,163).
Проблемы социального конструирования реальности в социологической мысли России XIX - начала XX века в прямой или косвенной форме были связаны с изучением проблем индивида как социального существа, тенденции развития общественного сознания и поведения людей в зависимости от условий их существования (Л.И.Петражицкий, Г.В.Плеханов, П.Л.Лавров и др.) (92).
В советской и российской социологии, отмечает Ж.Т.Тощенко, анализируя работы большого числа авторов, развивались исследования в области труда и управления, социологии города, социологии села, социальной структуры, демографии и миграции, этносоциологии, молодежи, образования, общественного мнения и средств массовой информации, культуры, семьи, религии, общественной активности, социологии науки (173).
Словосочетание «социальное конструирование», использованное П. Бергером и Т. Лукманом для заголовка их трактата по социологии знания в 1966 году, в наши дни получило и несколько иной смысл. Например, замысел работы В.И. Корогодина, Е.А. Соснина, Б.М. Пойзнера «Рабочая книга по социальному конструированию» (105) связан с изобретательством как средством творческого преодоления противоречия, с рациональным проектированием будущего. Для нашего диссертационного исследования особый интерес представляет вторая часть названной книги, в которой