Ви є тут

Гендерные особенности поведения в налоговой сфере : На примере Республики Татарстан

Автор: 
Крайнева Людмила Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273921
179 грн
Додати в кошик

Вміст

%
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3— 13
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения гендерных 14— 49 особенностей девиантного поведения налогоплательщиков
1.1. Социально-регулятивная сущность института 16— 34 налогообложения. Теоретические основы изучения социально одобряемого и девиантного поведения
1.2. Концептуальные основы гендерного изучения социальных 35— 52 процессов в налоговой сфере
Глава II. Гендерное неравенство на рынке труда: вторичный 53— 80 анализ
2.1. Объективные предпосылки формирования гендерной 53 _ $2 асимметрии на рынке труда.
2.2. Социальный портрет современной работающей женщины.
Опыт вторичного анализа материалов социологических 62 — 80
исследований 1991-2002 гг.
Глава III. Типичный налогоплательщик: социологический портрет 81—134
3.1. Гендерные особенности и характеристики налогоплательщика, ^ _ 92 ориентированного на уклонение от уплаты налогов
3.2. Типология моделей поведения молодежи в налоговой сфере 93 —109
3.3. Гендерные стереотипы. Особенности социального самочувствия молодых налогоплательщиков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138— 150
110 — 137
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 151— 160
ПРИЛОЖЕНИЯ 161 — 188
1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Одним из значимых показателей степени формирования социальных институтов гражданского общества является цивилизованное отношение граждан к уплате налогов. Исторически сложившиеся в нашей стране двойные и тройные стандарты отношения к близкому социальному окружению и к государству не способствовали формированию позитивного отношения к необходимости уплаты налогов. В общественном мнении цивилизованное отношение к необходимости уплаты налогов, как к социальной норме, только формируется, причем механизмы формирования разнятся у женщин и мужчин.
Финансовые потери государства, связанные с неуплатой налогов в полном объеме, приобрели размеры, сопоставимые с частью годового бюджета. По данным газеты «Новые Известия» от 5.02.2003 года за 2002 год, 4,4 млрд. рублей были укрыты от уплаты налогов, «в конверте» был выдан каждый четвертый рубль заработной платы. Проблемы девиантного поведения налогоплательщиков — мужчин и женщин, обусловленные феминностью или маскулинностью, в современном российском обществе актуализированы тем, что налоговая система переживает период становления. Необходимость формирования системы социального контроля над поведением индивида в сфере налогообложения является неотъемлемой составляющей экономической безопасности государства. Ситуация обострена несовершенством прежнего налогового законодательства, реально побуждавшего предпринимателей, прежде всего производственной сферы, так или иначе искать пути уклонения от уплаты налогов. Принятие нового налогового законодательства существенно снижает количество объективных факторов девиантного поведения в сфере налогообложения.
Проблема социальной нормы и отклонения, применительно к сфере налогообложения как институту социального контроля, имеет не только гендерную специфику. Несовершенство нормативно-правовой стороны налоговой системы, нереализованные в полной мере механизмы контроля пока позволяют оставлять вне
Проблемы девиантного поведения налогоплательщиков (мужчин и женщин), обусловленные феминностью или маскулинностью, в современном российском обществе актуализированы тем, что налоговая система переживает период становления. Социальный стереотип необходимости уплаты налогов как поведенческого стандарта только формируется.
Обязанность платить налоги является безусловным требованием государства и имеет публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и регулятивной функцией государственной власти. Взыскание налога представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Налоговые правонарушения создают не только финансовые, но и социальные, моральные проблемы. Возможность совершать уклонения рассматривается некоторыми индивидами как неспособность власти регулировать социальные взаимоотношения и ставит под угрозу социальную стабильность в обществе. Именно последнее соображение позволяет рассматривать налоговую систему как институт социального управления.
Уклонение от уплаты налогов одними и добросовестное поведение других налогоплательщиков нарушают принцип добросовестной конкуренции между ними в условиях рынка и ставят их в неравное положение. Содержание причиненного налоговыми преступлениями вреда делится на две части: материальный вред — неполучение бюджетами различных уровней обязательных налоговых платежей; общественный вред, наносящий обществу не меньшую опасность. Таким образом, существует социальная опасность неуплаты налогов — уклонение от конституционной публичноправовой обязанности не способствует формированию гражданского общества в стране и ставит под сомнение способность государства реализовывать функции социального контроля.
Следуя гоффмановской традиции рассмотрения социальных институтов, которым присущ жесткий контроль, институт налогообложения в некотором роде можно назвать тотальным институтом. Среди исследований феномена отклонения в социальных институтах с жесткой регламентацией социальных отношений (тотальных институтов) последнего времени следует выделить: исследование феномена уклонения
в военной среде Е.П. Волкова; изучение социальных детерминант поведения сотрудников ГИБДД, осуществленное Л.А. Пашиным; а также исследования А.Л. Забары, И.М. Отмахова, Д.Д. Пожидаева, Р.Ш. Мустаева. Работа последнего явилась основой для использования диссертантом термина «уклонисты». Важной для исследования стала работа В.А. Лукова, А.Л. Забары, Е.П. Волкова «Поведение военнослужащего: норма и отклонение»6.
Социальный институт по своей сущности должен реализовывать функцию стабильности (Т.Парсонс). В чем же сущность налогов как средства обеспечения стабильности государства? В реформирующейся экономике страны налоговая система занимает особое место, являясь одним из факторов ее стабильности. Согласно Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы...» (ст. 57). Таким образом, Основной закон страны относит уплату налогов в бюджет к обязанностям всех граждан. Это во многом обусловлено тем, что от своевременности и полноты сбора налогов зависит стабильность выплат заработной платы, пенсий, дотаций, различных социальных пособий. Помимо основного Закона страны, правоотношения в налоговой сфере регулируются Налоговым кодексом РФ, соответствующими статьями Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Законами РФ и иными правовыми актами7.
Проблема уклонения от уплаты налогов имеет как объективные - правовые и экономические, так и субъективные — социально-психологические корни. Не сформирована правовая культура уплаты налогов. Для отечественных налогоплательщи-
6 А также такие диссертационные исследования, как: Социально-педагогическая деятельность сотрудников ОВД по профилактике девиантности несовершеннолетних // Автореф. дис... к.п.н. - М.,
2001. - 16 с.; Мустаев Р Ш. Социальные детерминанты девиантного поведения призывной молодежи // Авторедис... к.социол н. - М, 2002. - 24 с.
Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г.; 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г.; 9 марта 2001 г.).
Налоговый кодекс Российской Федерации: часть I от 31 июля 1998 г Ne 146-ФЗ (с изм и доп. от 30 марта. 9 июля 1999 г. 2 января 2000 г ) и часть II от 5 августа 2000 г. Ns 117-ФЗ (с изм. и доп от 29 декабря 2000 г.).
Закон РФ от 27 декабря 1991 г N9 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 16 июля и 22 декабря 1992 г.. 21 мая 1993 г., 1 июля 1994 г., 21 июля 1997 г.; 31 июля, 22 октября, 18 ноября, 29 декабря 1998 г.; 10 февраля, 17 июня. 8 июля 1999 г.: 5 августа 2000 г )
Закон РСФСР «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 года № 1998-1 // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3035.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изм. и доп от 16 июля, 22 декабря 1992 г.; 27 августа 1993 г.; 27 октября, 3 декабря 1994 г.; 25 апреля. 23, 26 июня, 30 ноября, 27, 31 декабря 1995 г.; 14 декабря 1996 г.; от 10 января, 28 июня 1997 г., 31 июля, 29 декабря 1998 г.; 6 января, 10 февраля, 3 марта, 31 марта. 4 мая 1999 г., 5 августа 2000 г.).