Ви є тут

Гендерный аспект национальной идентичности русских : социологический анализ

Автор: 
Цалко Екатерина Олеговна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304348
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ч..
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования национальной идентичности.........................................13
§1.Основные парадигмы интерпретации национальной
идентичности......................................................15
§2.Национальная идентичность: структура, свойства и
функции...........................................................35
§3. Гендер и нация: особенности взаимовлияния.................50
Глава 2. Анализ гендерного аспекта национальной идентичности
русских (на примере г. Иваново)..................................62
§1. Национальные образы мужчин и женщин как гендерные
идентификаторы....................................................62
§2. Образ русской женщины.....................................67
§3. Образ русского мужчины....................................81
§4. Гендерные аспекты образов наций в коллективной идентичности
русских..........................................................100
§5. Родина и Отечество в национальной идентичности русских: гендерное
измерение........................................................113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................126
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.....................................132
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................152
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования гендерного аспекта национальной идентичности может быть представлена как в академическом, так и в социальном аспектах.
В научном плане актуальность темы определяется необходимостью выявления закономерностей идентификационных процессов в современной России, а также исследования специфики идентичности русских как наций.
Нация и гендер - это два тесно связанных между собой социальных феномена. Гендерные образы, символы, метафоры являются важным источником легитимации национального сообщества. В свою очередь, без' анализа закономерностей функционирования национальной идентичности не могут быть поняты ни национальные образы мужественности и женственности, ни сам гендерный порядок общества.
Именно социологический, подход исследования темы «Гендер и нация»’ позволит углубить понимание важных проблем национальной идентичности как субъективного аспекта социальной стратификации, выявить особенности
I
формирования идентичностей, участвующих в воспроизводстве социальной структуры.
Социальная актуальность изучения национальной идентичности связана с тем, что процесс идентификации в целом является реальным механизмом социализации индивида: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений. Исследование национальной идентичности именно на российском материале связано с необходимостью оптимизации внутренней политики в современной России: в сфере межэтнических отношений, в сфере формирования
коллективной идентичности русских как части российской гражданской нации, в сфере гендерной политики.
Тема «гендер и нация» в западной науке поставлена достаточно давно. В отечественной науке, однако, исследование данной проблематики представлено; крайне мало и только в рамках истории, философии и лингвистики. На
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования национальной идентичности
§1. Основные парадигмы интерпретации национальной
идентичности
Первая глава диссертационной работы посвящена социологическому анализу национальной идентичности, что предполагает, во-первых,, рассмотрение основных теоретико-методологических подходов в изучении национальной/ идентичности, во-вторых, описание её свойств и проведение структурно-функционального анализа.
Прежде чем- перейти к анализу национальной идентичности, необходимо понять, что такое1 социальная идентичность per se. Для этого- мы кратко обозначим основные теоретические направления, изучения, социальной идентичности..' ■ , ' '
Понятие «идентичность»' пришло в социальную теорию и: стало широко использоваться в. научном дискурсе с конца’; 1960-х годов. Его активное употребление привело к тому, что в последнее время? наблюдаются две взаимосвязанные, хотя, и противоположно направленные тенденции: первая г-широкое распространение понятия*; «идентичность» в публичной риторике и вторая - попытки его деконструкции, в научном дискурсе, вплоть до полного отказа, от этого, «перегруженного» смыслами понятия.. Теряя статус «аналитической категории», идентичность'все чаще становится: «категорией практики», чему отчасти способствуют столкновения воззрений представителей различных концепций идентичности.
Термин идентичность (от лат. identificarc - отождествлять) означает сходство и связь с чем-либо, тождественность чему-либо. Исследователи проблем идентичности до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, кому принадлежит открытие этого понятия, но в целом связывают появление термина «идентичность» с именем американского психолога Эрика
1 Матиюва, 0.10. Идентичность. как категория- практики и научного анализа: о различии подходов. Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / Под ред. O.IO. Малиновом н Л.Ю. Сунгурова. - СПб.: Норма, 2005. С.6.
.15
Эриксона. Однако его истоки современные ученые находят ещё в работах Зигмунда Фрейда, который одним из первых стал использовать термин «идентификация» и понимал под ней процесс уподобления Я чужому Я, вследствие чего первое Я в определенных отношениях ведет себя как другое, подражает ему, «принимает его в известной степени в себя».
Первым, кто сформулировал последовательную концепцию идентичности, был Эрик Эриксон. В своих работах «Идентичность: юность и кризис» и «Детство и общество»1 Эриксон дополнил психоаналитическое понимание идентичности социологическим: По мнению американского ученого,
идентичность формируется в течение всей жизни, которую Эриксон разделил на ряд этапов; на каждом из жизненных этапов идентичность обладает своей спецификой. Эта специфика и стала предметом его анализа. Помимо этого, Эриксон разработал понятия личностной и социальной идентичности, ввел термин «кризис идентичности».
Для разработки методологии нашего исследования особое значение имеют три момента в концепции идентичности Эриксона.
Во-первых, автор «Детства и общества» говорил о необходимости различать личностную и социальную идентичность. Эриксон пишет: «Идентичность индивида основывается на двух одновременных наблюдениях: на ощущении тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени и пространстве и на осознании того факта, что твои тождество и непрерывность признаются окружающими».2 Социальная же идентичность подразделяется им на групповую и психосоциальную. Групповая идентичность рассматривалась Э. Эриксоном как включенность личности в различные общности, подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства со своим социальным окружением. Психосоциальная идентичность - это то,
1 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Л. В. Толстых - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. Эриксон, Э. Детство и общею во / Э. Эриксон - Издание 2-е, псрсраб. и доп./ Г1ср. с англ. - СПб.: ООО «Речь», 2000.
2 Эриксон, Э Идентичность: юность и кризис. С. 58-59.
16