Ви є тут

Структурно-функциональные изменения информационно-коммуникационной среды российского общества

Автор: 
Лысенко Владимир Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304817
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. Теоретико-методологические основы исследования информационно-коммуникационной среды современного общества 18
РАЗДЕЛ 2. Структурно-функциональная организация информационно-коммуникационной среды как социотехнической системы 58
РАЗДЕЛ 3. Основные структурно-функциональные изменения информационно-коммуникационной среды российского общества 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 151
ПРИЛОЖЕНИЕ 170
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что масштабное внедрение компьютерных технологий, становление глобальной системы массовых коммуникаций и формирование единого информационного пространства стали основной информационно-коммуникационной среды современного общества. Развитие информационно-коммуникационной среды не просто технико-технологический, но и социальный процесс, поскольку освоение информационно-телекоммуникационных технологий создает новые более эффективные формы взаимодействия акторов. Информационно-коммуникационная среда становится неотъемлемой частью современного общества, охватывая социальные отношения всех уровней. В настоящее время идет образование социальной группы, представители которой, осваивая новое коммуникативное пространство, получают преимущество при реализации повседневных практик, что может выступить основанием для новой дифференциации социальной структуры общества.
Возможность дальнейшего поступательного развития социальных отношений в системе массовой коммуникации, как показывает практика последних лет, зависит не только от темпов внедрения информационно-телекоммуникационных технологий, но и от учета особенностей структурно-функциональной организации информационно-коммуникационной среды. Однако отсутствие четко проработанного теоретико-методологического базиса изучения структурнофункциональной организации ставит под сомнение адекватность и качество многих прикладных исследований, что, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на целенаправленное развитие и совершенствование информационно-коммуникационной среды. Главными факторами, определяющими важность и целесообразность исследования структурно-функциональных изменений информационно-коммуникационной среды, являются следующие: потребность в социологической концептуализации данного направления исследования и необходимость перехода к стратегии развития социальных коммуникаций посредством информационно-телекоммуникационных технологий, исключающей или, по крайней мере, снижающей социально-
17
пользоваться в практической деятельности телекоммуникационных компаний, предприятий рекламной индустрии и средств массовой информации. Результаты и выводы работы могут быть рекомендованы для дальнейшей разработки программ социологических исследований по проблемам социальной коммуникации. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут быть полезны в преподавании следующих дисциплин: «социология управления», «социология коммуникаций», «массовая коммуникация», «связи с общественностью», «социологические проблемы изучения общественного мнения».
Апробация диссертационной работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных и российских научных конференциях: на XXXVI вузовской научно-технической конференции студентов и аспирантов в области научных исследований «Молодежь и 21 век» (Курск, КурскГТУ, 2008), на XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008» (М., МГУ, 2008), на XVII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010» (М., МГУ, 2010); на Всероссийской научно-практической конференции «Россия: общество, власть, государство (Вторые казанские социологические чтения)» (Казань, Казанский гос. ун-т, 2008); на Всероссийской научно-практической конференции «Социокультурные процессы в современной России» (Курск, Курский гос. ун-т, 2010). Основные положения диссертации обсуждались на аспирантском семинаре, на заседаниях кафедры философии и социологии Юго-западного государственного университета, на гуманитарном семинаре «Человек в третьем тысячелетии» Курского государственного университета.
Основные положения диссертационной работы отражены в 13 публикациях, в том числе в 3 статьях в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации обусловлена последовательностью постановки и решения основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографического списка.
18
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Понятие «массовая коммуникация» активно вошло в язык в середине XX столетия, что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. Массовая коммуникация - это социальная коммуникация эпохи научно-технической революции. Как пишет Б.М. Фирсов: «Массовая коммуникация — процесс распространения информации с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории»1. Неслучайно и В.П. Конецкой в качестве базовой характеристики массовой коммуникации наряду с массовостью аудитории и социальной значимостью информации называется наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражирован-ность информации, передача ее на расстояние, хранение и многоканальиость2. Данные средства получили наименование средств массовой коммуникации. Если под средствами коммуникации понимать различные носители информации, которые обеспечивают перенос информации от источника к приёмнику, то есть образуют канал связи (коммуникации) между источником информации и её приёмником (адресатом), то средства массовой коммуникации - это средства коммуникации, обеспечивающие возможность синхронной передачи одной и той же информации от одного источника ко многим адресатам. Л совокупность средств массовой коммуникации образуют систему массовой коммуникации общества, являющейся частью системы социальных коммуникаций общества.
Очень часто термины «средства массовой коммуникации» и «средства массовой информации» употребляются как синонимы, несмотря на существующие различия. Наиболее точное определение средств массовой информации
1 Фирсов. Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации [Текст] / Б.М. Фирсов. - Л.: Наука, 1977.- 188 с.
2 Конецкая. В П Социология коммуникации [Текст] / В.П. Конецкая. - М.: Мсждунар. ун-т бизнеса и управления, 1997.-304 с.