Ви є тут

Становление местного самоуправления монопромышленного города : на примере города Нижнекамска

Автор: 
Хайдаров Рамис Рамилович
Тип роботи: 
на примере города Нижнекамска
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
193
Артикул:
192163
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 18
1.1. Местное самоуправление: генезис, понятие и сущность.18
1.2. Объективные и субъективные факторы становления местного самоуправления в монопромышленном городе...................44
1.3. Система органов местного самоуправления в монопромышленном городе: становление и правовое регулирование...............61
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СТА! ЮВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МО! ЮПРОМЫШЛЕЙНОГО ГОРОДА..................................80
2.1. Способы активизации участия населения в осуществлении местного самоуправления.............................................80
2.2. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления...................................106
2.3. Муниципальные услуги: реализация и основные направления повышения эффективности...................................129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................ 143
БИБЛИОГРАФИЯ...........................................153
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................174
Приложение 1...........................................174
Приложение 2......................................... 178
Приложение 3...........................................184
Приложение 4...........................................188
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования определяется сложным и противоречивым характером становления местного самоуправления на территории мо!юпромышлейного города. В ходе реализации муниципальной реформы возникают новые проблем!,I в организации деятельности местных органов власти в новых условиях. Объективные и субъективные факторы статуса местного самоуправления и характер его взаимодействия со структурами власти в современных условиях повышают и усиливают актуальность в силу ряда причин.
В условиях формирования демократического государства в современной России местное самоуправление выступает одним из наиболее важных факторов развития гражданского общества. Институт местного самоуправления предполагает развитие гражданских инициатив населения на самом низовом, местном уровне, является важным каналом взаимодействия субъектов общественной жизни, поскольку в формировании органов местного самоуправления наиболее активное участие принимают жители местных сообществ и, соответственно, он является более доступным для населения. Идея самоуправления подразумевает непосредственное участие населения в решении вопросов своей жизнедеятельности и удовлетворение своих интересов и потребностей через оказание качественных муниципальных услуг. Для этого ему необходима организованная помощь и поддержка со стороны как федеральной, региональной, так и местной власти. При этом большинство населения, как показывают исследования, не понимает сущности местного самоуправления и не желает принимать участие в совместном решении местных проблем.
С 2006 г. к реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полностью перешли 47 субъектов Федерации, в том числе Республика Татарстан. Переходный период до 1 января 2009 г. позволяет остальным субъектам выбрать оптимальные сроки и модели перехода к системе местного самоуправления. Реализация муниципальной реформы в стране предполагает изме-
18
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В настоящее время в пашей стране полным ходом идет реформа местного самоуправления. В связи с тем, что старая система организации местного самоуправления уже не существует, а новая еще только формируется, местные органы власти оказались в неопределенной ситуации. При этом становление местного самоуправления идет крайне сложно и противоречиво. В ходе реализации реформы возникают новые проблемы в организации деятельности местных органов власти в новых условиях.
Изучение проблем формирования и функционирования системы органов местного самоуправления, выявления объективных условий и субъективных факторов становления местного самоуправления на территории монопромышленно-го города является одним из важных факторов, обеспечивающих эффективную систему управления. В связи с этим исследование сущности местного самоуправления, генезиса местного самоуправления с учетом исторических особенностей и традиций, его понятия имеет важное научно-практическое значение.
1.1. Местное самоуправление: генезис, понятие и сущность
Развитие местного самоуправления в мире - объективный процесс, характерный для нашего времени. Оно распространяется и вглубь и вширь, затрагивая все новые государства.
Поэтому важно в первую очередь определиться с понятием «местное самоуправление». По мнению зарубежных ученых, понятие «самоуправление» впервые стало употребляться в связи с местным самоуправлением уже в годы Великой французской революции и было связано с фактом самостоятельности обшипы по отношению к государству. Немецкие ученые связывают появление термина с прусским министром бароном фон Штейном (1753 - 1831), который видел в местном самоуправлении активную форму участия граждан в управлении делами государств. Его позиция была отражена в «Прусском уложении об
19
уставе городов», принятом в 1808 г.1
Наиболее полное и широкое толкование термину «самоуправление» было дано еще в XVII в. в Анг лии, откуда он был заимствован в 60-х годах XIX века Россией. Так, в Великобритании употребляют понятие «Self-government» - самоуправление, в Германии используется термин «Selbstverwaltug» - самостоятельное управление. Во Франции термин «самоуправление» не используется, а применяется его аналог «Decentralization» - децентрализация. В словаре-справочнике по социологии и политологии дано толкование термину «самоуправление», где самоуправление рассматривается как качественно особый вид управления, при котором функционирование какой-либо социально-политической системы (подсистемы) осуществляется не извне, а автономно, на собственной основе, при широком и активном включении се структур в решение внутренних проблем2.
В прямом смысле термин «самоуправление» означает «сам управляю собой, своими делами», что предполагает определенного рода независимость от центральных органов решать свои внутренние проблемы.
Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.
Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) -это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции. Социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью их функций.3
Осуществив социологический анализ самоуправления как социальной системы, социального института, наиболее полно, на наш взгляд, раскрывает поня-
1 См.: Местное самоуправление. Сборник международных терминов из области права и управления. -Бонн - Мюнхен, 1995.
2 См.: Тадевосяи Э. П. Словарь-справочник по социологии и политологии / Э. В. Тадепосян. - м., 1996. -
С 206.
; См.: Радушп Л. Л. Социология: курс лекций / Л. Л. Радупш, К. Л. Радупш. - М., 2000. С. 151.