Содержание
С.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы государственного регулирования функционирования и развития регионального социума 17
1.1. Региональный социум как объект государственного регулирования 17
1.2. Сущность и методы государственного регулирования 47
2. Механизм государственного регулирования социальных отношений в социально-экономическом развитии региона 85
2.1. Социальная ориентация государственной политики
и ее реализация в социально-экономическом развитии региона 85
2.2. Программно-целевое регулирование социально-экономического развития и гармонизация общественных отношений
в регионе 120
Заключение 151
Библиографический список 158
Приложение 171
Введение
3
Актуальность темы исследования. Специфика российской модели развития в последние годы заключается в переходе к рыночной экономике, демократии, правовому государству, гражданскому обществу, активном вхождении в мировой интеграционно-цивилизационный процесс. Россия обретает новые мировоззренческие ориентиры и стратегию, адекватные цели своего возрождения, которые в последние годы были утеряны и заменены архаичными для мирового сообщества целями формирования индустриальнопотребительского общества, движения к прошлым общественно-экономическим формациям.
Модернизация народнохозяйственного комплекса Российской Федерации происходит в условиях действия двух взаимосвязанных тенденций — глобализации и регионализации хозяйственных связей. Наступает качественно новый этап в общественном разделении труда в связи с нарастанием влияния информационных технологий в развитии производительных сил и всех сфер общественной жизни. Соответственно этому возрастает стремление региональных социумов к гармоничному развитию по «мировым стандартам» с одновременным укреплением межрегиональных и международных связей, все более обретающих черты органической интеграции в «пространственном развитии».
В связи с этим глобализация проникает во все регионы, а гармоничная регионализация придает особый колорит глобализации, не позволяя ей подавлять специфическое разнообразие региональных социумов.
Именно с этих позиций учеными и практиками исследуются возможности развития Приволжского федерального округа в российской и европейской (да и общемировой) перспективе с целью повышения эффективности функционирования его хозяйственного комплекса.
Основным средством решения этой проблемы предполагается системноцелевое программирование развития социумов всех уровней территориальной
17
1. Теоретико-методологические основы государственного регулирования функционирования и развития регионального социума
1.1. Региональный социум как объект государственного регулирования
Проблема государственного регулирования функционирования и развития регионального социума представляет собой как сложную, так и интересную теоретическую задачу, которая при нахождении адекватного варианта решения может привести к достаточно высоким научным и практическим результатам.
Изучение этой проблемы представляется логичным начать с определения основных понятий, разработки понятийного аппарата диссертационного исследования.
Понятие «социум» рассматривается социологами для характеристики социально-культурной целостности, взаимосвязи и взаимозависимости входящих в него индивидов и различных по масштабу социальных групп. Как отметил М.Г.Колегов, социум — это «совокупность всех людей, проживающих на данной территории в данное историческое время» [116, с. 14].
Высшей формой социума выступает общество как целостная социальная система.
Общество понимается социологами как социальная целостность, как система социальных институтов и целенаправленно созданных общественных структур, а также жизненных миров различных социальных сословий, классов, слоев. Именно социальные отношения, т.е. устойчивые связи большой совокупности людей, приобретающие массовый и групповой характер, находятся в центре внимания социологов, изучающих общество [1, с. 13].
«Само общество может быть рассматриваемо как обширная структура, в которой социальные силы приведены до некоторой степени в состояние равновесия. Со всеми своими структурами и учреждениями общество, как
целое, образует механизм. Его структуры не хаотические и не случайные, они симметричны и входят в состав целой системы. Каждая социальная структура имеет свою определенную цель, и все общество является механизмом, созданным для достижения известных результатов». Так утверждал Л.Уорд в своей «Социальной статике» [53, с. 260].
В становлении и развитии системных идей можно выделить ряд этапов. Во-первых, это 50 - 60-е гг., становление кибернетики, когда управление и прогресс в управленческой деятельности напрямую связывались с новой наукой как наиболее общей теорией управления. Кибернетика оказалась и средством синтеза ранее обобщенных идей и наук, и ее результатом. И она же на основе принципа изоморфизма открыла общность процессов управления в различных системах. Во-вторых, это 70 - 80-е гг., когда оформляется собственно «системное движение» с его стремлением к разработке различных вариантов общей теории систем. Опираясь на философские идеи и представления, в которых и был сформулирован принцип системности именно как философский, используя достижения кибернетики и других областей знания, системный подход предложил целый спектр принципов и методов, связанных с проектированием, исследованием и разработкой сложных систем, и в первую очередь — систем управления. Самым главным в нем было то, что он оказался наиболее эффективным при управлении сложными системами (в США это были космическая программа и программа СОИ, разработка военного бюджета, размещение атомных электростанций, система градостроительства и т.п.). В-третьих, это 90-е гг., когда системный подход, теория систем активно обогащаются методологическими и теоретическими выводами синергетики, нелинейной динамики, идеями нестабильности, неравномерности самоорганизации [79; 80].
Как отмечают зарубежные ученые Л.Берталанфи и Р.Акофф, непременным атрибутом любой системы является наличие каких-то взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов [155, с. 664; 156, с. 148].
- Київ+380960830922