Ви є тут

Семья как фактор формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения : региональный аспект

Автор: 
Крапивка Ирина Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301441
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
Глава 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ В КАЧЕСТВЕ ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ....................................................17
1.1 Семья как жизнедеятельная система и фактор формирования ценностей подрастающего поколения............................17
1.2 Становление социально-компетентной личности в семье.48
Глава 2. ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ..............................................74
2.1 Подрастающее поколение как носитель семейных ценностей 74
2.2 Содержание, структура ценностных ориентаций и их формирование у подростков (на примере Краснодарского края).........109
2.3 Семейная политика и социальная поддержка семьи: региональный уровень...............................................134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................162
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................167
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Период радикальных
преобразований, переживаемый российским обществом, характеризуется интенсивными изменениями в социально-экономической и социокультурной сферах. Социальные преобразования, их сущность, структура и динамика зависят от жизнедеятельности российской молодежи как одного из главных субъектов социокультурного воспроизводства.
На протяжении всей истории человечества семья оставалась наиболее устойчивым социальным институтом общества и являлась основной жизненной ценностью. В современном обществе она также продолжает сохранять немаловажное значение, являясь объектом исследования
множества наук. Правда, следует отметить, что ее природа несколько изменилась вследствие усиления многогранности социальных связей и отношений. Так, философия рассматривает семью как важнейшую общечеловеческую ценность, жизненную среду в которой условия существования самого сообщества людей сообразуются с высокой социальной, природной и духовной целесообразностью; психология как малую социальную группу, устойчивость которой зависит от
взаимоотношений ее членов; педагогика как основной институт воспитания детей и подростков; юриспруденция исследует правовые отношения и обязательства членов семьи. Для социологии же семья представляет интерес как подсистема социума, важнейший институт, выполняющий жизненно необходимые для общества функции, прежде всего репродуктивную, социализационную и экзистенциальную.
Являясь уникальным биосоциальным образованием, семья принципиально отличается от других социальных субъектов своей ролью в формировании и развитии системы общественно значимых ценностных ориентаций, поскольку только в семье эксплицируется культурный смысл витальных ценностей и персонифицируется их интеграция в мир артефактов.
Глава 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ В КАЧЕСТВЕ ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ
1.1 Семья как жизнедеятельная система и фактор формирования ценностей подрастающего поколения
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание объективных социальных условий, на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовнонравственного совершенствования человека.
Проблема становления, устойчивости семьи - одна из основных в современном обществе. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье обусловлено огромным се значением как социального института.
Существуют различные концепции социальных институтов, совокупность всех имеющихся трактовок понятия «социальный институт» можно свести к следующим четырем основаниям: 1) группа лиц,
выполняющих определенные, важные для всех социальные функции; 2) конкретные организованные формы комплексов функций, которые выполняют некоторые члены группы от имени всей группы; 3) система материальных учреждения и формы действий, позволяющие индивидам выполнять общественные безличные функции, направленные на
17
удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов общности (группы); 4) социальные роли, особо важные для группы или общности.
Под социальным институтом нами понимается организованная система связей и социальных норм, которые объединяют значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.1
Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т. п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.
Очевидно, что включенность в ту или иную систему социальных отношений накладывает определенный отпечаток на мировоззрение человека. Для подтверждения этого обратимся к результатам социологического проекта «Динамика качества жизни и стратегии адаптации молодёжи среднего города России в социологическом измерении (1996-2011 гг.)» (Грант Президента РФ поддержки молодых российских ученых -докторов наук МД-3418.2010.6), реализованного на базе социологического центра Технологического института в г. Таганроге ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (ТТИ ЮФУ) в 2010 г. В частности,
4 Фролов С.С. Социология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос»,
1996. С. 162.
18