Ви є тут

Особенности пенитенциарной девиантности в условиях трансформации российского общества : На материалах Иркутской области

Автор: 
Гайдай Мария Константиновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274486
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
Стр.
Введение............................................................. 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения особенностей
пенитенциарной девиантности......................................... 13
§ 1. Основы методологии и методики изучения пенитенциарной
девиантности......................................................... 13
§ 2. Теоретико-социологический анализ особенностей взаимосвязи
традиционных девиаций с девиантным поведением заключенных 39
Глава II. Особенности и формы проявления пенитенциарного девиантного
поведения в период трансформации российского общества............... 60
§ 1. Специфика, характер и содержание негативных девиаций
заключенных......................................................... 60
§ 2.0тклонения в поведении сотрудников пенитенциарных учреждений,
обусловленные спецификой службы.....................................110
Заключение..........................................................140
Список использованной литературы....................................142
Приложения..........................................................154
3
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях перехода российского общества к рыночным отношениям совершаются глубокие изменения во всех сферах жизни общества. Произошли кардинальные сдвиги в социальной сфере. Резкое расслоение населения страны по доходам (более трети россиян живут ниже уровня бедности), стабильная прослойка безработных, бездуховность,, развитие маргинальных субкультур, - обусловило значительный рост преступности, в том числе наиболее социально опасных ее форм: терроризма, организованной преступности, преступности связанной с оборотом наркотиков и оружия, экономической и подростковой. С уровнем преступности коррелирует и стабильно высокое число лиц, находящихся в местах отбывания наказания в виде лишения свободы - около 1 млн. человек (685 человек на 100 тыс. населения).
Значительное число лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказания отрицательно влияет на государство и общество в целом. В пенитенциарных учреждениях России сложилась своеобразная, девиантная по своей сути, криминальная, тюремно-лагерная субкультура. В силу фактора рецепции в пенитенциарных учреждениях, особенно в следственных изоляторах, данная субкультура активно воспринимается лицами впервые туда попавшими, так как они содержатся вместе с неоднократно судимыми и другими стойкими адептами этой субкультуры. Поэтому учреждения исполнения наказания в современной России являют собой механизм воспроизводства пенитенциарной девиантности. Признано и практиками пенитенциарной службы, и специалистами-в девиантологии, социологии, криминологии,, судебной психологии и других смежных областях, что функция исправления российскими пенитенциарными учреждениями не выполняется. Значительная часть сограждан (25-30% взрослых мужчин) побывали в течение своей жизни-в учреждениях исполнения наказания. Именно этим обуславливается проникновение и развитие во все слои и структуры нашего общества криминальной субкуль-
тельности общества, группы, коллектива, т.е. социальной системы и их развитие, становление,, отмирание происходит по законам синергетики и системного подхода. А деятельность индивидов, личностей, которые являются элементами социальной системы, в математической совокупности не будет интегрированное общественное (или групповое) социальное существование. Общество формирует социальную норму исходя из континуума общественных реалий на каждом этапе своего развития, а социальная обязанность каждого из членов сообщества следовать этой норме, т.е. быть конформистом, либо нарушать ее, т.е. становиться девиантом. В реальной жизни нет ни чистых конформистов, ни девиантов. Но если в отношении определения конформистов особенных проблем: нет, то в отношении девиантов все гораздо» сложнее. Не вызывают сомнения, особо общественно опасные виды девиации - преступность, алкоголизм, наркомания. Также трудности не возникают при определении таких явлений как нарушение правил дорожного движения, общежития или употребления ненормативной лексики, арго или сленга и т. п. При оценке человека как девианта, должны учитываться совокупность причин, условий и последствий поведения, единичность или многоразовость поступков и другие факторы.
Основные направления теоретических разработок причин и природы-девиации, а также их приемлемость к современным российским социальным реалиям и, в частности, к явлениям девиации в пенитенциарной системе нашего общества в условиях его трансформации можно с известной степенью1 условности сгруппировать в четыре концепции.
Эпоха буржуазных революций в странах Европы XVI - XVIII в. в. повлекла за собой коренные многообразные изменения в политике, экономике, социальной структуре, других сферах общественной жизни этих стран. Деятели Просвещения не обошли своим вниманием и вопросы юриспруденции, в частности, природу и причинность преступных деяний. Проблемой объяснения преступности занимались энциклопедисты: Ш. Монтескьё, Д. Дидро, Ж.-
17
Ж. Руссо во Франции, англичане Д. Локк и Э. Коллинз, итальянец Ч.Бекка-рия-Бонезана и другие европейские мыслители [101,139, 83, 10].
Общество признается свободным, а люди равными в правах. Имущественное неравенство объяснялось, личными, в т.ч. моральными качествами. Буржуа, собственник - воплощение добродетели, его богатство - это не только материальная ценность, но и отражение позитивных, высоко моральных качеств его обладателя. Неимущий, паупер - лентяй, личность, склонная к безделью, воровству, а посему потенциальный или реальный преступник. Но в виду того, что он равен, свободен и разумен, то единственными побудителями и причинами его действий, в том числе преступных, являются его моральный облик и, главным образом,- воля, при преступлениях - «злая воля». В этом суть рационалистической концепции преступности.
Мыслители Просвещения сознание человека рассматривали лишь в соответствии с его моралью, без какой-либо детерминированности с социальными реалиями. Из этого следует, что общество чисто и безупречно, не ответственно за преступления; социальные беды, конфликты и прочие несчастья, вина во всем этом негативе определенных категорий людей, морально -порочных, со злой волей; Задача общества - устанавливать законы, вознаграждать за их соблюдение и карать за их нарушение. Они совершенно'не: признавали социальный фактор в причинах девиантного, в т.ч. преступного, поведения. Аксиома свободной воли в, контексте абстрактного гуманизма мыслителей Просвещения относила к девиантам определенные - беднейшие - слои общества, и применяла в отношении их. репрессивный и карающий аппарат буржуазного государства и общественное порицание состоятельных слоев; и; главным образом, власть имущих.
Ж.-Ж. Руссо: «Всякий преступник, посягающий, на законы общественного состояния, становится по причине своих преступлений мятежником-и. предателем отечества»[139; с. 175].
Э: Коллинз: «Если, например, убийцы или какие-нибудь порочные члены общества изолируются от общества лишь как нарушители обществен-