Ви є тут

Социализация молодежи в обществе переходного периода : Общетеоретический подход

Автор: 
Жамсуева Наталья Кимовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000221361
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I Социализации как объект теоретико-социологического изучения 11
§ 1 Сущность и содержание социализации. 11
§ 2 Становление представлений о социализации в истории западной социологии. 28
§ 3 Ступени социологического осмысления социализации в отечественной социологии. 48
§ 4 Социализация как предмет междисциплинарных исследований. 66
Глава II Особенности социализации молодежи в обществе переходного периода 87
§ 1 Специфика социологии молодежи в исследовании социализации. 87
§ 2 Исследования политической социализации молодежи. 107
§ 3 Девиантная социализация молодежи. 129
§ 4 Процессы социализации молодежи в современном российском обществе. 151
Заключение 169
Библиография
182
3
Введение.
Актуальность темы исследования. Современное человечество на рубеже XX века переживает процессы глобальных изменений, имеющие настолько глубинный, динамичный и фундаментальный характер, что создают предпосылки для принципиально новых положений в мире как для человека, так и для целых сообществ. На фоне глобализации современного мира, и как следствие этих процессов происходит системная трансформация современного российского общества. Ситуация глобальных изменений и противоречий цивилизационного характера представляет из себя реальное социальное пространство, которое оказывает колоссальное социализирующее влияние на молодое поколение всей планеты и России, в частности.
Системная трансформация российского общества, с точки зрения некоторых исследователей, представляет прецедент, когда Россия пытается воспроиз-
4
вести на своей территории исторически уже устаревший и кризисный опыт других стран. Формирование в российской социокультурной среде ориентации на западные модели рыночной экономики с минимальным вмешательством государства в эти процессы и соответственно освоение социокультурных ценностей западного общества в сторону его вестернизации имеют допустимые пределы. Не отрицая в некоторой степени позитивной ориентации на мировые стандарты, необходимо отметить опасность стирания цивилизационного своеобразия национальной российской культуры. Эти тенденции уже сегодня проявляются в социальной реальности через дихотомию сложившихся в обществе целей и средств, противоречия в действиях адаптационного механизма социализации, амбивалентность процессов социализации в целом.
Особенности современной социализации молодежи зависят от объективных условий социальной среды: трансформантного общества и субъективных ситуаций, возникающих в результате этих изменений. Стратификационная по-
17
принято выделять два основных, но качественно различных периода в социализации, имеющих специфические различия. Именно это обстоятельство определяет принципиальное отношение автора к необходимости исследования теории социализации в контексте междисциплинарных исследований применительно к возрастной категории молодежь, поскольку практически все теоретические подходы имеют целью исследование «первичной социализации», протекающей от рождения индивида до формирования социально зрелой личности. Безусловно, это не отрицает необходимости исследования вторичной социализации или ресоциализации взрослого поколения, поскольку проблемы их адаптации особенно актуальны в эпоху кардинальных изменений. Возникновение в обществе новых ценностей, знаний и традиций «обесценивает» то, что было усвоено в процессе предшествующей социализации и требует радикальных изменений как на уровне массового, так индивидуального поведения, для которого необходимы новые навыки и новые знания.
В отечественном обществознании до середины 60-х годов преобладала точка зрения, в которой главным критерием становления социально активной личности считался период подготовки к осуществлению трудовой деятельности. Преобладающее большинство исследователей выделяло три периода социализации: «дотрудовой», «трудовой» и «послетрудовой»16. При этом основной акцент в исследованиях ставится на «трудовом» периоде, как определяющим эффективность включенности индивида в общество, в зависимости от трудовой активности личности. Как типичное определение этой периодизации можно привести следующее выражение: «Личность приходит к социальной зрелости и кульминации своей жизни, прежде всего, в связи с трудовой деятельностью и в ее процессе, а не благодаря играм и развлечениям»17. Этот тезис характерен еще и тем, что в данной позиции наблюдается своеобразная полемика автора с концепцией символического интеракционизма, отрицанием социализирующей роли игрового момента в процессе становления личности ребенка, его освоения через имитацию ролей. Подобный упрощенный подход к
18
периодизации социализации свидетельствует об узко специфическом восприятии социализации, в котором определяющим фактором представлена роль труда в формировании личности.
Проблема разграничения механизмов воспитания и социализации представляет актуальный аспект в теории социализации, поскольку длительное время в отечественном обществознании процессы социализации отождествлялись с процессами воспитания. Практически до 60-х г. в отечественной науке доминировала идея однозначного толкования процесса социализации по формуле Э > О, по которой объекту социализации отводилась роль пассивного реципиента. Социализация в основном рассматривалась как процесс целенаправленного педагогического воздействия и в теории, и в практике. В современном понимании теории социализации принято рассматривать систему воспитания и образования как один из механизмов социализации. При этом основные функции воспитания отличаются от основных функций социализации, для первых характерна реализация заранее сконструированной модели личности, отвечающей задачам и потребностям наиболее успешного функционирования и развития общества, усвоения совокупности знаний и ценностей культуры. Тогда как функции социализации заключаются в обеспечении необходимой степени развития человека, которая предполагает социальную зрелость, готовность к выполнению различных социальных ролей в определенном обществе в соответствии с необходимостью выполнения задач данной социальной системы. В процессе социализации усваиваются не только позитивный опыт предшествующих поколений, но и деструктивные тенденции, основанные на историческом опыте предшествующих цивилизаций и современного индустриального развития. Специфичность воздействия механизма воспитания имеет целью нейтрализовать или ослабить негативное воздействие как самой среды, так и естественных предрасположенностей к девиации в природе самого индивида. Таким образом, системы воспитания и образования наряду с другими институтами социализации представляют собой один из видов механизма социализации.