Ви є тут

Образ жизни одиноких женщин посттрудового периода жизнедеятельности в современных условиях : на материалах Забайкальского края и Республики Бурятия

Автор: 
Романова Илона Валерьевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2012
Артикул:
303359
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБРАЗА ЖИЗНИ ОДИНОКИХ ЖЕНЩИН В ПОСГГРУДОВОМ ПЕРИОДЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................................................. 23
1.1. Категория «образ жизни» в отечественной и зарубежной научной литературе............................................................................. 23
1.2. Одинокие женщины постгрудового периода жизнедеятельности как специфическая социальная группа ............................. 50
1.3. Методологические принципы и технология исследования образа жизни 1 одиноких женщин в посттрудовом периоде ...................... 80
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ ОДИНОКИХ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ .................................................... 107
2.1. Трансформация политической, экономической, социальной и духовнонравственной основ российского общества как детерминанта
изменений образа жизни одиноких женщин ......................... 107
2.2. Экономические отношения как основа жизнедеятельности одиноких женщин в постгрудовом периоде жизни ................................ 130
2.3. Социальные связи - важнейшая составляющая образа жизни
одиноких женщин ......................................................... 151
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ ОДИНОКИХ ЖЕНЩИН В ПОСТТРУДОВОМ ПЕРИОДЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ......................................... 168
3.1. Участие в трудовой деятельности .......................................... 168
3.2. Социальное положение одиноких женщин в посттрудовом периоде 192
3.3. Свободное время как способ самореализации личностных качеств одиноких женщин ................................................... 211
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДИНОКИХ ЖЕНЩИН ПОСТГРУДОВОГО ПЕРИОДА КАК ОТРАЖЕНИЕ ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ 231
4.1. Социальное настроение в проблематике образа жизни одиноких
женщин постгрудового периода жизнедеятельности............................. 231
4.2. Стратегии гуманизации социальной политики в отношении одиноких женщин постгрудового периода жизнедеятельности................:.... 254
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................... 278
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ......................................................... 286
ПРИЛОЖЕНИЯ (методика обоснования репрезентативности выборки, подвергнутой анкетному опросу; психологические тесты он-лайн: определения уровня депрессии, оценка тревожности, определения общей направленности личности; анкета для определения Индекса социального настроения; акты внедрения результатов диссертационного исследования) 312
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Важнейшей качественной характеристикой людей, социальных групп, классов, наций, общества в целом является образ жизни. Исследование образа жизни различных социальных групп всегда находилось в сфере актуальных проблем социологии.
В научной литературе последних десятилетий значительное внимание уделяется исследованию различных аспектов образа жизни женщин, однако, в большей мере с акцентом на активный период их жизнедеятельности. Проблемы женщин посттрудового периода рассматриваются в русле общих социальных проблем людей пенсионного возраста. При этом из рассмотрения и анализа практически всегда уходит специфическая социальная группа одиноких
женщин посттрудового периода с их особым образом жизни, особым психоло-.
* > •
гическим восприятием действительности. Образ жизни этих женщин охватывает все существенные сферы их жизнедеятельности: труд, формы его социальной организации, быт, социальные связи, формы использования своего свободного времени, участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на образе жизни сказываются не только экономические отношения, но и общественно-политический строй, культура и мировоззрение людей. В свою очередь образ жизни этих женщин оказывает решающее влияние и на их образ мыслей.
В последние десятилетия для большинства индустриально развитых стран стало характерным нарастающее доминирование пожилых людей. Оно сопровождается двумя явлениями - феминизацией старости, обусловленной более высокой и ранней смертностью мужчин по сравнению с женской, а также личностным и социальным одиночеством. В частности, в структуре женского населения Забайкалья 21,5 % составляют женщины посттрудового периода, из которых 61,1 % - одинокие (средние значения по двум субъектам федерации: Республике Бурятия и Забайкальскому краю). Столь значительная
3
намику социальных процессов на уровне индивидов, уровне повседневности, а не только как определенную структуризацию и организацию повседневности, жизнедеятельности индивидов.
В связи с этим в исследовательской традиции выделилось два направления (подхода): конкретно-исторический и нормативно-сравнительный. Первый из них ориентируется, прежде всего, на рассмотрение реальной жизнедеятельности субъектов, второй - на его рассмотрение как репрезентированных в обществе ценностно-нормативных систем. С этой точки зрения образ жизни выступает как совокупность возможных и желательных разновидностей реализации людьми имеющихся условий в конкретных ситуациях жизнедеятельности.
С одной стороны на уровне субъекта управления это дает возможность формулировать последовательный ряд целей, степень достижения которых позволяет оценивать социальную динамику и влиять на нее в желательном направлении (нормативно-целевое прогнозирование, проблемно-целевой анализ и т.д.). С другой - это дает возможность различения и фиксации конкретных конфигураций образа жизни как нормальных (приемлемых) или отклоняющихся по отношению к нормативным представлениям. Отсюда проблематика так называемого девиантного (отклоняющегося) поведения, т.е. несоблюдения индивидами принятых в обществе моральных и юридических норм.
На уровне конкретных индивидов это позволяет оценивать образ, жизни с точки зрения обеспечения им адаптации к окружающим условиям, вписанности жизнедеятельности индивидов в социальную ситуацию. Сопоставление реальной деятельности с индивидуально желаемыми, а также с общественно требуемыми неналичными ресурсами, делает возможным выявление динамики общественных процессов, позволяет определять основные тенденции развития образа жизни и его подсистем49.
В зарубежной социологии образ жизни определяется как часть, сторона культуры, которая считается более фундаментальным понятием. Современные социологи, в основном, согласны с тем, что понятие «культура» во всех ее аспектах гораздо шире, чем понятие «образ жизни». В то же время традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и ценности составляют основу как культуры,
49 Толстых В.И. Образ лапин: Поютнс, реальность, проблемы. М.: Политиздат, 1975.184 с.
34
так и образа жизни. Отличие состоит в том, что понятие «культура» выражает духовную сторону этой совокупности элементов, а «образ жизни» - повседневную, материально-практическую. Любую культуру можно рассматривать как традиционный образ жизни, выраженный в специфическом наборе.обычаев, институтов и артефактов. Разнообразие культур выражает разнообразие образов жизни.
Образ жизни людей описывает структуру мышления и поведения, т.е. ценности, верования и правила поведения, формы экономической деятельности, условия труда и быта, состояние религиозной и культурной жизни, образование, экологию и многое другое. Образ жизни - это общая формула каждодневного бытия личности, типичные, часто практикуемые нормы поведения людей, способ их деятельности в труде и быту, в производстве и потреблении как материальных, так и духовных ценностей.
Образ жизни выражает одновременно типичное и специфическое. Образ жизни - это заведенный порядок, или уклад жизни: привычка рано вставать или поздно ложиться, курить натощак, одеваться дома во все старое, покупать продукты на оптовом рынке, а не в магазине, по выходным бегать в лес или каждый день делать зарядку, читать перед сном и многое другое.
Культура и образ жизни настолько увязаны друг с другом, что порой их невозможно разделить. Корни культуры лежат в повседневном опыте людей, который строится на коллективных привычках, правилах и нормах поведения. Последние, образно говоря, представляют собой строительные кирпичики и культуры, и образа жизни.
Нередко происходит смешение понятий «образ жизни» и «условия жизни». Между тем, «условия жизни» - по существу, все опосредующие и обуславливающие образ жизни факторы, определяющие его или сопутствующие ему. К их числу следует относить материальные, социальные, политические, духовно-нравственные, культурные и другие условия, а также природные условия, которые, не являясь определяющими, оказывают на образ жизни влияние, часто достаточно существенное. Условия жизни - это материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни; образ жизни - дся-
35