Ви є тут

Социализация подростков с задержкой психического развития

Автор: 
Бацына Яна Валерьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192467
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Социализация как основное содержание детства и отрочества
1.1. Концепции социализации подрастающего поколения
1.2. Первичная социализация трудных и благополучных подростков
1.3. Способности детей и дифференциация системы образования Глава 2. Подростки с задержками психического развития как
объект социализации
2.1. Дети с задержкой психического развития: история вопроса
2.2. Социально-педагогические и психотерапевтические механизмы коррекции поведения детей с ЗПР
2.3. Социальная адаптация подростков с ЗПР - выпускников школ выравнивания в обществе
Заключение Список литературы Приложения
Введение
Актуальность исследования. Социализация подрастающего поколения - основное содержание детства, отрочества и юности. Общество задает жесткий темп социализации подрастающего поколения, выраженный в знаниях, умениях, навыках, которыми должен обладать ребенок в том или ином возрасте. Индивидуальные особенности развития детей обусловливают дифференциацию в скорости усвоения социальных норм, правил, образцов поведения, характеризующих процесс их интериоризации и взросления детей и подростков. Нарушения в процессе социализации затрудняют или делают невозможным интеграцию личности в общество.
Интеллектуальные способности детей распределяются примерно по нормальному закону, и на правом фланге этого распределения находится небольшое число одаренных и талантливых детей, на левом - дети с разной степенью умственной отсталости (дебильность, легкая имбецильность, выраженная имбецильность и глубокая степень интеллектуального расстройства - идиотия). В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Из них 1 млн. 800 тыс. — дети, что составляет 5% всей детской популяции. На 1000 детей 7-10 страдают умственной отсталостью1. Дети с тяжелой степенью дебильности не могут социализироваться и изолируются от общества.
Большинство детей с большим или меньшим успехом проходят период первичной и вторичной социализации, становятся зрелыми личностями, хотя надо отметить, что сегодня в массовой школе обучается от 20 до 45% детей с выраженными трудностями в обучении вследствие задержки психического развития, нарушения ментальной сферы2. Это нормальные дети и подростки с диагнозом «задержка психического развития» (ЗПР), социализация которых
1 Зайцев, Д В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями лдоровья / Д.В. Зайцев // Педагогика. — 2003. —№ 1. — С. 22.
Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями / Д.В. Зайцев // СОЦИС. — 2004. —X« 7. — С. 129.
группа: социокультурный и социопсихологический аспекты» (18-20 марта 2004, Н.Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского).
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
14
Глава 1. Социализация как основное содержание детства и отрочества
1.1. Концепции социализации подрастающего поколения
Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром получил название социализация.
Термин «социализация» был введен в научный оборот в 1940-е годы, однако проблемы социализации давно были в поле зрения как философии, так VI социологии. Еще в XVIII веке философы эпохи Просвещения заложили методологическую основу изучения социализации, считая человека продуктом социальной среды. В этом же основа марксистского подхода к человеку как совокупности общественных отношений, носителя классовых черт.
В современной социологической традиции идея социализации была сформирована на рубеже XIX и XX веков Э. Дюркгеймом, который видел в становлении человека процесс превращения существующих в обществе норм, традиций, понятий в элементы внутреннего мира каждой отдельной личности. Социализацией называется процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения присущих данному обществу, социальной группе. Процесс социализации, особенно интенсивный в детстве, продолжается на протяжении всей жизни человека. Этот процесс, с одной стороны, протекает как естественное взаимодействие индивида со средой, а с другой — как результат воспитания, т.е. целенаправленной сознательной деятельности родителей и специалистов.
Существует несколько подходов к пониманию процесса социализации. В русле психоаналитического подхода социализация рассматривается как вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. С точки зрения иитеракциоиизма она понимается как процесс и следствие межличностного взаимодействия людей. Сегодня все чаще социализацию определяют как